г. Краснодар |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А32-40333/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю - Мерешкиной Е.В. (доверенность от 09.01.2017), Назаряна А.А. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие заявителя - Австрийского Олимпийского Комитета, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Австрийского Олимпийского Комитета на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 (судьи Шимбарева Н.В., Стрекачёв А.Н., Герасименко А.Н.) по делу N А32-40333/2016, установил следующее.
Австрийский Олимпийский Комитет (далее - комитет) обратился в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о возмещении 1 697 999 рублей 66 копеек НДС.
Решением суда от 27.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку снятие налогоплательщика - иностранного юридического лица - с учета в налоговом органе Российской Федерации исключает возможность применения налоговых вычетов по НДС и возврат НДС из бюджета.
Определением от 25.07.2017 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2017 оставлено без изменения решение суда.
Суд также учел упрощенный порядок постановки на учет иностранных организаций, который установлен в связи с проведением Олимпийских игр, который также предполагает и упрощенный порядок снятия с учета иностранной организации. После этого исключена возможность применения налоговых вычетов по НДС и возврат НДС из бюджета путем подачи заявления в инспекцию, в которой такая организация не состоит на налоговом учете.
Комитет обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.03.2017 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы о том, что на момент подачи заявления о возмещении НДС (05.06.2015) комитет не состоял на учете в налоговом органе Российской Федерации. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс) снятие с учета осуществляется на основании заявления. Комитет не подавал в инспекцию каких-либо заявлений о снятии с налогового учета.
В приобщении отзыва на кассационную жалобу отказано ввиду непредставления доказательств ее направления комитету.
Представители инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, комитет на основании уведомления от 28.01.2014 по форме N 2014.1 (регистр. N 1906172) поставлен на учет в инспекции в качестве иностранной организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в городе Сочи, организации присвоен ИНН 9909406808.
В поданном уведомлении указаны даты: начала осуществления деятельности -27.01.2014 и окончания осуществления деятельности - 31.12.2014.
Комитет 05.06.2015 обратился в инспекцию с заявлением о возмещении 1 697 999 рублей 66 копеек НДС, с приложением соответствующих документов, подтверждающих заявленную сумму. Право на указанную сумму НДС возникло в период осуществления комитетом деятельности по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в городе Сочи.
Решением от 04.07.2015 N 11728 инспекция отказала комитету в возврате 1 697 999 рублей 66 копеек НДС по причине прекращения деятельности и снятия с учета в инспекции на момент обращения с заявлением о возмещении налога.
Решением от 22.03.2016 N 22-12-216 Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) оставило апелляционную жалобу комитета без удовлетворения, решение инспекции от 04.07.2015 N 11728 - без изменения.
Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая комитету в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по ставке 0 процентов осуществляется при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организациями, являющимися иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 данного Федерального закона, и филиалами, представительствами в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 данного Федерального закона.
Порядок применения положений указанного подпункта Кодекса установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 757, которым установлены Правила применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Согласно пункту 4 Правил возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями, указанными в подпункте 14 пункта 1 статьи 164 Кодекса, производится по заявлениям, поданным от имени таких организаций, состоящих на учете в налоговом органе Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Кодексом. Заявление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет.
В соответствии со статьями 83 - 85 Кодекса иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, иностранная организация подлежит постановке на учет по месту нахождения их филиалов, представительств, отделений, бюро, контор, агентств, любых других обособленных подразделений, а также в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации при отсутствии иных оснований.
Пунктом 4.1 статьи 83 Кодекса установлен специальный упрощенный порядок постановки на учет иностранных организаций, указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 164 Кодекса, согласно которому постановка на учет осуществляется на основании уведомлений, направляемых организациями в налоговый орган по формам, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 01.04.2011 N ММВ-7-6/242@ (далее - Уведомление по форме N 2014 - Учет) и приказом Федеральной налоговой службы от 16.10.2013 N ММВ-7-14/448@ (далее - Уведомление по форме N 2014.1 - Учет).
Суды учли разъяснения Федеральной налоговой службы, данных Управлению в письме от 19.01.2015 N ЕД-4-15/420@, из которых следует, что датой постановки на учет или датой снятия с учета является, соответственно, дата начала осуществления деятельности или дата окончания осуществления деятельности, указанные в Уведомлении по форме N 2014 - Учет или Уведомлении по форме N 2014.1 - Учет. При снятии с учета иностранной организации свидетельство о постановке на учет иностранной организации в инспекции признается недействительным.
Суды также учли, что упрощенный порядок постановки на учет иностранных организаций, который установлен в связи с проведением Олимпийских игр, также предполагает и упрощенный порядок снятия с учета иностранной организации.
Таким образом, уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи по форме N 2014.1 - Учет является единственным документом, регламентирующим постановку и снятие с налогового учета такой организации. Действующим законодательством не предусмотрено наличие дополнительного документа для снятия с налогового учета организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
Регистрационные действия организаций, являющихся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, упрощены в связи с краткосрочным периодом их проведения.
Отказывая комитету в удовлетворении требований, судебные инстанции правомерно указали, что в уведомлении комитет самостоятельно указал дату окончания осуществления деятельности - 31.12.2014. После этого исключена возможность применения налоговых вычетов по НДС и возврат НДС из бюджета путем подачи заявления в инспекцию, в которой комитет не состоит на налоговом учете.
Право на подачу заявления о возмещении НДС и возврате на счета, указанные в заявлении, открытые иностранными организациями в банках на территории Российской Федерации, может быть реализовано ими в административном порядке в течение трех лет с даты выставленного счета-фактуры или даты фактической оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав, при соблюдении условия постановки на учет по основаниям пункта 4.1 статьи 83 Кодекса или иным основаниям, в том числе в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации для зачисления денежных средств в порядке исполнения решения о возмещении.
Суд апелляционной инстанции учел открытый в дополнительном офисе СБ РФ N 1806/0149 в г. Сочи Юго-Западного Банка ОАО "Сбербанк России" расчетный счет комитета N 40807810230060006586.
На основании Приказа Минфина Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (далее - приказ N 117н) при отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных пунктами 4 - 7, 9 - 15 данных Особенностей, иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте.
В инспекции банки или филиалы банков на учете не состоят. По сведениям инспекции, код налогового органа ОАО "Сбербанк России" 2366 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю). Согласно уведомлению от 28.01.2014 (регистр. N 1906172) по Форме N 2014.1. код причины постановки на учет (КПП) 231790001, где первые цифры - код субъекта Российской Федерации, код налоговой инспекции, пятый и шестой знаки - коды причины постановки на учет. Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием корреспондентских счетов в банках осуществляется по коду 84.
На основании вышеизложенного является обоснованным вывод судебных инстанций о том, что инспекция правомерно отказала комитету в возврате 1 697 999 рублей 66 копеек НДС по причине прекращения деятельности и снятия его с учета на момент обращения с заявлением о возмещении налога. Заявление о возмещении НДС в налоговом органе по месту открытия счета комитет не подавал.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления судов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 по делу N А32-40333/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.