г. Краснодар |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А32-27926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шашковой Ю.С. (доверенность от 11.01.2017), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Галеас" (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А32-27926/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Галеас" (далее - общество) о взыскании 747 183 рублей субсидии.
Решением суда от 09.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) направлена по целевому назначению. Не установлены обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии, а также выдачи субсидии лицу, не имеющему права на ее получение. При условии доказанности целевого использования субсидии незначительное нарушение обществом срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.08.2017 и постановление апелляционной инстанции от 10.10.2017, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований департамента. Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неправильно истолковали закон. Обжалуемым судебным актом создана практика, не позволяющая в полной мере реализовывать полномочия по установлению условий предоставления субсидии и позволяющая получателям игнорировать указанные условия. Субсидия, предоставленная обществу, возмещает из краевого бюджета часть фактически понесенных затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды, то есть носит компенсационный, а не целевой характер. В рамках рассматриваемого дела департамент привлекает общество к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение условий договора субсидирования.
В ходатайстве общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме), регламентированных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Порядок субсидирования), и предоставило документы по договорам финансовой аренды (лизинга).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Общество прошло указанный отбор.
Департамент заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 145/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в сумме 747 183 рубля перечислена обществу 29.12.2014 (платежное поручение от 29.12.2014 N 390735).
Общество 12.01.2017 представило в департамент отчетную документацию.
Факт непредставления обществом в установленный срок отчетности по договору финансовой аренды (лизинга) послужил основанием для направления департаментом в адрес общества уведомления от 17.04.2017 N 333-2404/17-03-03 о необходимости возврата субсидии.
В связи с отказом общества возвратить спорные денежные средства в добровольном порядке департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), исходили из отсутствия оснований для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Суды учли, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в данном подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что договоры финансовой аренды (лизинга) от 09.12.2013 N Р13-34396-ДЛ и Р13-34395-ДЛ, от 25.11.2013 N 420-11/2013 исполнены в полном объеме, вся сумма договоров выплачена полностью, что подтверждается актами приема-передачи предмета лизинга в собственность: от 22.11.2016, от 08.12.2016; договорами купли-продажи от 10.11.2016 N Р13-34396-ДВ и N Р13-34395-ДВ; соглашением о плановом закрытии договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 25.11.2013 N 420-11/2013: паспортами транспортного средства: 39 НТ 337032, 39 НТ 337061, 77 УН 603981, 77 УН 603980; свидетельствами о регистрации транспортного средства 23 10 N 856615, 23 10 N 856626, 23 10 N 856264, 23 10 N 856262, которые свидетельствуют о переходе права собственности на предмет лизинга к обществу. Таким образом, общество представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), подтверждающие переход права собственности на транспортное средство. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды установили, что общество предоставило в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительным письмом от 12.01.2017.
Как правильно указали судебные инстанции, требования департамента о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954 и от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238.
На основании изложенного судебные инстанции правомерно указали, что незначительное нарушение обществом срока предоставления отчетности само по себе не является безусловным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии, поэтому обоснованно отказали департаменту в удовлетворении исковых требований о возврате в краевой бюджет 747 183 рублей субсидии.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А32-27926/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.