г. Краснодар |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А32-40937/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Прочко Е.П. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие представителя заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича (ИНН 234828485532, ОГРНИП 314234836700070), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-40937/2016, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 21.10.2016 N 52-5237-ж/16-12-03 решения об отказе в предоставлении земельных участков площадью 909 135 кв. м с кадастровым номером 23:26:0101018:2, и площадью 343 046 кв. м с кадастровым номером 23:26:0101009:7, расположенных по адресу (местоположение): Краснодарский край, Северский район, в границах СПК "Нива", из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки, земельные участки с кадастровыми номерами 23:26:0101018:2, 23:26:0101009:7) в аренду на 49 лет для целей выращивания кормовой культуры (люцерны), о понуждении к обеспечению надлежащего опубликования соответствующего извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0101018:2 и 23:26:0101009:7 для названных целей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой.
По данным генерального плана, правил землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101009:7 расположен в функциональных зонах сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитного озеленения, усадебной жилой застройки, резерва территории для размещения производственных, коммунальных объектов и объектов агропромышленного комплекса, территории общественно-деловой застройки, размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры, в территориальных зонах сельскохозяйственного использования, общественно-делового назначения. В границах данного участка расположены памятники археологии - курганы и их временная охранная зона.
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 расположен в границах функциональной зоны сельскохозяйственного назначения и территориальной зоны сельскохозяйственного использования, зоны охраны памятников, водоохраной зоны, его часть расположена в границе зоны возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: заболачиваемость, подтопление, боковая эрозия. Законом не предусмотрено предоставление в исключительном порядке крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов. Глава хозяйства не обосновал площадь земельных участков и возможность их эффективного использования в соответствии с целевым назначением.
Глава хозяйства обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Глава хозяйства не должен был обосновывать площадь испрашиваемых земельных участков. Земельный участок должен находиться только в одной территориальной зоне. По данным государственного кадастра недвижимости земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным сельскохозяйственным использованием. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую не состоялся, поскольку не осуществлен их соответствующий государственный кадастровый учет. По данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 находится в зоне сельскохозяйственного использования, а земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101009:7 - в зонах сельскохозяйственного использования и общественно-делового назначения. В рамках дела N А32-41861/2017 рассматривается иск департамента к обществу с ограниченной ответственностью "Агросистема" о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 23:26:0101018:2, относимого истцом к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по данным генерального плана Северского поселения, утверждённого решением Совета Северского сельского Северского района от 27.03.2014 N 375, земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101009:7 расположен в функциональных зонах сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитного озеленения, усадебной жилой застройки, резерва территории для размещения производственных, коммунальных объектов и объектов агропромышленного комплекса, территории общественно-деловой застройки, размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, утверждёнными решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 26.05.2016 N 84, названный участок расположен в территориальных зонах сельскохозяйственного использования, общественно-делового назначения. В границах участка расположены памятники археологии-курганы, санитарно-защитная зона и зона временной охранной памятников археологии (письмо департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 07.10.2016 N 77-11849/16-04-01).
По данным генерального плана Северского сельского поселения Северского района, утвержденного решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 27.03.2014 N 375, земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 расположен в границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, утвержденным решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 26.05.2016 N 84, названный участок расположен в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования. Участок частично расположен в границах зоны охраны памятников, водоохраной зоны. Часть земельного участка расположена в границе зоны возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: заболачиваемость, подтопление, боковая эрозия (письмо департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 22.09.2016).
По сведениям администрации муниципального образования Северский район земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101009:7 частично расположен в территориальных зонах сельскохозяйственного использования и общественно-делового назначения. На нем расположен курган, курганная группа памятников, санитарно-защитная зона и зона временной охранной. Частично участок расположен в санитарно-защитной зоне.
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением от 22.09.2016 о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет в целях выращивания кормовой культуры (люцерны). Письмом от 21.10.2016 N 52-5237-ж/16-12-03 департамент известил заявителя о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков в аренду по причине их нахождения в утвержденных генеральным планом Северского сельского поселения границах данного населенного пункта и его функциональных зон (санитарно-защитной, санитарно-защитного озеленения, усадебной жилой застройки, резерва территорий для размещения производственных, коммунальных объектов, и объектов промышленного комплекса).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения главы хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Нормами главы V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен без проведения торгов в случае предоставления такого участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18). К таким основаниям отнесены подача заявления лицом, не имеющим права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16).
Пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) установлено, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки из земель иных категорий могут предоставляться и приобретаться фермерским хозяйством только для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности.
Нормами глав XIV, XV Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения определяются как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), а землями населенных пунктов - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83). Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение генерального плана поселения (подпункт 1 пункта 1 статьи 84). До момента изменения вида использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки допускается использование в целях ведения сельскохозяйственного производства земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (пункт 11 статьи 85).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в действующей в момент принятия оспариваемого решения редакции предусматривалось, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (часть 3 статьи 5). Одной из особенностей перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 3 части 1 статьи 7). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (часть 5 статьи 14).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о недопустимости предоставления главе хозяйства земельных участков в аренду в порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса, ввиду их нахождения в границах населенного пункта. Отсутствие доказательств осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории в условиях наличия не оспоренных в судебном порядке генерального плана Северского сельского поселения Северского района, утвержденного решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 27.03.2014 N 375, и Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения, утвержденных решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 26.05.2016 N 84, на правомерность вышеназванного вывода не влияет.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А32-40937/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.