г. Краснодар |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А01-1345/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) и ответчика - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.08.2017 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А01-1345/2017, установил следующее.
Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - министерство) о взыскании 1 820 606 рублей 40 копеек убытков.
Решением суда от 31.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2017, исковое заявление администрации удовлетворено в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшение жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. Заявитель кассационной жалобы указывает, что действующее законодательство не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005. Порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем данной категории лиц, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации. Следовательно, обязанность по компенсации таких расходов в местный бюджет за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность судебных актов, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Слаут А.В., являющийся инвалидом второй группы, решением заседания комиссии по жилищным вопросам администрации признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для улучшения жилищных условий с 23.09.2014.
Решением Майкопского городского суда от 26.11.2014 по делу N 2-4122/2014 на администрацию возложена обязанность по предоставлению указанному лицу жилого помещения в пределах социальной нормы путем заключения с ним договора социального найма.
Во исполнение указанного судебного акта администрация приобрела квартиру общей площадью 49,4 кв. м, расположенную по адресу: Майкоп, ул. 7-й Переулок, д. 2, кв. 30, что подтверждается соответствующими документами.
В дальнейшем, 08.12.2015 администрация (наймодатель) и Слаут А.В. (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Администрация, ссылаясь на несение расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов, 29.03.2017 обратилась к временно исполняющему обязанности Главы Республики Адыгея с просьбой о выделении денежных средств.
Письмом от 10.04.2017 N 11/604 министерство оставило без удовлетворения заявление администрации, обосновав свое решение тем, что обеспечение инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, поскольку не отнесено действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству о взыскании убытков.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судебные инстанции указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице министерства, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, суд указал, что согласно представленным в материалы дела документам, в 2016 - 2017 годах администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретения жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) на общую сумму 65 408 899 рублей 94 копейки. Вместе с тем министерство на данные обращения сообщило, что правовые основания предоставления указанных денежных средств отсутствуют.
Таким образом, администрация, предоставив во исполнение судебного акта общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, тогда как орган государственной власти субъекта обязанность по компенсации понесенных администрацией расходов не исполнил.
Учитывая тот факт, что имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований за счет средств казны соответствующего субъекта.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А01-1345/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.