г. Краснодар |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А63-2597/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЖЭУ-14"" (ИНН 2635831146, ОГРН 1142651016474) и заинтересованного лица - Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 (судьи Семенов М.У., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-2597/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЖЭУ-14"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.01.2017 N 2498.
Решением суда от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2017, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, нарушение единообразия в правоприменительной судебной практике. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, поскольку услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) является жилищной услугой и в соответствии с жилищным законодательством входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, расчет которой осуществляется исходя из площади жилого и нежилого помещения, а не из количества фактически проживающих граждан в указанных помещениях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 11.03.2016 N 887 управлением в отношении общества проведена документарная проверка на предмет соответствия деятельности указанной организации лицензионным требованиям, обязательным для исполнения жилищного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет начисление платы за вывоз ТБО из расчета количества фактически проживающих людей, а не исходя из площади жилого и нежилого помещения. Также установлено, что общество в одностороннем порядке повысило размер оплаты за услугу по вывозу ТБО.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 11.04.2016 N 887-01/1 и вынесено предписание от 11.04.2016 N 608, которым на общество возложена обязанность в срок до 04.07.2016 принять меры к устранению нарушения части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 (д) постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
На основании распоряжения от 06.07.2016 N 2553 управлением в отношении общества проведена документарная проверка на предмет исполнения предписания от 11.04.2016. По результатам проведенной проверки составлен акт от 04.08.2016 N 2553-01/1 и вынесено предписание от 04.08.2016 N 1489, которым на общество возложена обязанность в срок до 14.11.2016 принять меры к устранению нарушений, отраженных в предписании от 11.04.2016.
На основании распоряжения от 28.12.2016 N 5013 управлением проведена проверка общества на предмет исполнения предписания от 04.08.2016 N 1489, в ходе которой установлено, что общество направило АО "Ставропольский городской расчетный центр" (оказывает услуги на основании агентского договора от 30.04.2015 N 45-15, заключенного с обществом) письмо об осуществлении расчета размера платы за услугу по вывозу ТБО исходя из площади жилого и нежилого помещения, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений МКД N 71/2 об утверждении размера платы за вывоз ТБО.
По результатам проверки управлением составлен акт от 31.01.2017 N 5013-01/1 и вынесено предписание от 31.01.2017 N 2948 об устранении нарушения части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившегося в том, что размер платы за услугу по вывозу ТБО не утвержден решением общего собрания собственников помещений в МКД N 71/2.
Общество, не согласившись с предписанием управления от 31.01.2017 N 2948, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 закреплено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации в от 06.03.2009 N 6177-АД/14 сбор и вывоз ТБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31).
Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТБО не относятся к коммунальным услугам, а является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Из анализа статьей 30, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, установление тарифов на вывоз ТБО является прерогативой собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исследовав доводы и возражения лиц участвующих в деле, пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание управления от 31.01.2017 N 2948 противоречит требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не отвечает критериям исполнимости, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что на дату вынесения оспариваемого предписания общим собранием собственников помещений в МКД N 71/2, состоявшимся 09.07.2016, принято решение об обязании общества с 01.08.2016 заключить со Ставропольской механизированной компанией договор на обслуживание данного многоквартирного дома по вывозу ТБО с оплатой 52 рубля 25 копеек с человека. Указанное решение в судебном порядке не оспорено. Доказательства обратного как и доказательства взимания платы за вывоз ТБО в ином размере в материалы дела не представлены. Следовательно, исчисление и взимание платы за вывоз ТБО исходя из количества проживающих в квартире людей, является правомерным.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что содержание оспариваемого предписания "размер платы за услугу по вывозу ТБО не утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме", не соответствует действительности и противоречит протоколу собрания собственников помещений в МКД N 71/2 от 09.07.2016.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав предписание управления от 31.01.2017 N 2948 незаконным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые являлись предметом исследования в судах первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу N А63-2597/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.