г. Краснодар |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А63-15223/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ИНН 2630034690, ОГРН 1052601025289), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2017 (судья Соловьева И.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-15223/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 25.08.2016 N 1614.
Решением суда первой инстанции от 13.06.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2017, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не доказало несоответствие оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что судами неполно исследованы доказательства по делу, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 01.08.2015 общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Советская 46 (далее - многоквартирный дом).
В связи с поступившим обращением физического лица по вопросу правомерности включения в платежный документ за предоставленные жилищно-коммунальные услуги строки "долг за выполненные работы по капитальному ремонту" и начислений по указанной строке, управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено осуществление заявителем деятельности в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 28.04.2016 N 1327-01/1 и выдачи обществу предписания от 28.04.2016 N 789 с установленным сроком его исполнения до 01.08.2016 (1 пункт) и до 04.07.2016 (2 пункт).
В дальнейшем 25.08.2016 управлением в целях осуществления государственного контроля за исполнением ранее выданного предписания от 28.04.2016 N 789 проведена проверка общества, в ходе которой установлено, что указанное предписание исполнено заявителем не в полном объеме.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением акта проверки от 25.08.2016 N 2879-01/1 и выдачи обществу предписания от 25.08.2016 N 1614, в котором указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до 30.11.2016 путем возврата излишне оплаченных денежных средств и прекращения начислений по строке "долг за выполненные работы по капитальному ремонту" по всему многоквартирному дому.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 1 статьи 158 Кодекса установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 44 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно части 2 статьи 44 Кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Суды установили, что протоколом общего собрания от 20.12.2008 N 1 собственниками жилых помещений в многоквартирном доме принято решение об участии в муниципальной адресной программе города Минеральные Воды по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Программа).
В соответствии Программой утверждены виды работ и определена предварительная стоимость работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в размере 3 540 600 рублей 49 копеек.
Кроме того, данным протоколом утвержден порядок долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома: обращение в управляющую организацию с просьбой о займе средств, необходимых для рассрочки выплаты собственниками установленной для них доли на оплату капитального ремонта и установления ежемесячной платы за капитальный ремонт, начиная с месяца включения многоквартирного дома в муниципальную программу, в размере, обеспечивающем выплату требуемого объема средств до истечения установленного организацией срока рассрочки. Срок начала работ не установлен. Размер финансирования капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, согласно указанному протоколу, составил 177 030 рублей 02 копейки.
Таким образом, финансирование капитального ремонта осуществлялось за счет средств субсидии, предоставляемой из местного бюджета (в пределах установленного субъектом Российской Федерации размера предельной стоимости проведения капитального ремонта), а также средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере, установленном решением общего собрания по вопросу утверждения доли финансирования капитального ремонта (5%).
Доказательства выполнения спорных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома непосредственно за счет собственных средств управляющей компании и образования у собственников помещений обязательства по компенсации понесенных управляющей компанией расходов заявителем не представлено.
Кроме того, относительно ежемесячного начисления обществом собственникам помещений в многоквартирном доме денежных средств по строке "долг за выполненные работы по капитальному ремонту", суды также указали следующее.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) изменен порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, обособленных от платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 3 статьи 166 Кодекса в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из содержания части 3 статьи 169 Кодекса следует, что исчисление срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, зависит от официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрены положения, возлагающие на управляющую организацию обязанность по перечислению на счет регионального оператора или на специальный счет денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта.
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Кодекса порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды установили, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение от 06.09.2010 о проведении капитального ремонта кровли. Согласно протоколу от 06.09.2010 решением общего собрания определен источник финансирования капитального ремонта кровли - денежные средства в размере 579 297 рублей, накопленные на капитальный ремонт.
Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 25.12.2012 принято решение об изменении платы за содержание и капитальный ремонт на 2013 год, которая составила 2 рубля 88 копеек с 1 м2 с учетом выполненных работ по капитальному ремонту.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п принята региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы", действующая с 11.06.2014 (далее - региональная программа).
Пунктом 4 статьи 3 Закона Ставропольского края N 57-КЗ от 28.06.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 данной статьи.
Суды установили, что многоквартирный дом включен в региональную программу, следовательно, у собственников помещений дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что собственники помещений многоквартирного дома утратили обязанность по внесению управляющей организации платы за капитальный ремонт. Соответственно, управляющая компания не вправе требовать с собственников помещений внесения соответствующей платы.
При вынесении судебных актов суды указали, что общество не представило в материалы дела надлежащие доказательства невнесения собственниками жилых помещений платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в которую входила плата за капитальный ремонт общего имущества, в порядке, действовавшем до вступления в законную силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ. Доказательства наличия у собственников помещений многоквартирного дома задолженности перед управляющей компанией по оплате за капитальный ремонт в материалах дела не имеется.
Довод жалобы о том, что наличие накопленных собственниками многоквартирного дома средств на капитальный ремонт в сумме 579 297 рублей не подтверждено иными доказательствами, кроме протокола общего собрания от 06.09.2010, носящего формальный характер, изучен судами и получил надлежащую правовую оценку. Указанные обстоятельства обществом надлежащим образом не опровергнуты.
Суды также указали, что решение общего собрания, принятое согласно указанному протоколу, вступило в законную силу, доказательства его оспаривания в надлежащем порядке в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у общества правовых оснований для самостоятельного изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Кроме того, при вынесении судебных актов судами принят во внимание факт добровольного исполнения заявителем предписания от 28.04.2016 N 789.
Довод жалобы о том, что Управление вышло за пределы представленных ему полномочий, изучен судами и обоснованно отклонен как противоречащий Положению об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-п.
Иные доводы кассационной жалобы также не нашли своего документального подтверждения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 по делу N А63-15223/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.