г. Краснодар |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А53-5272/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазуля Т.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Жолдасовой Т.С. (доверенность от 31.12.2017), от ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации - Волковой В.В. (доверенность от 22.12.2016), федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Колясниковой Ю.С. (доверенность от 07.11.2017), от третьего лица - федерального государственного казенного учреждения "Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа" - Волковой В.В. (доверенность от 26.01.2018), в отсутствие третьих лиц: акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" и общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2017 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А53-5272/2016, установил следующее.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) и в субсидиарном порядке к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании 16 624 716 рублей 87 копеек долга за бездоговорное пользование системами водоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - управление ЖКХ), ФГКУ "Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа" и ООО "Главное управление жилищным фондом".
Решением от 26.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.03.2017, с учреждения, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 5 858 550 рублей 23 копейки долга, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что бездоговорное водопотребление и водоотведение на объектах военной автоинспекции и пожарного депо подтверждено материалами дела.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2017 решение от 26.12.2016 и постановление апелляционного суда от 10.03.2017 в части отказа в иске оставлены в силе, в остальной части судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода судов о недоказанности факта передачи сетей управлению ЖКХ, поскольку он сделан без исследования и оценки всех представленных документов. Суды первой и апелляционной инстанций при взыскании с министерства спорной суммы в порядке субсидиарной ответственности неправильно применили нормы материального права (абзац третий пункт 6 статьи 113, пункт 3 статьи 123.21, пункты 3 - 6 статьи 123.22 и пункт 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решением от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2017, с учреждения, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 5 858 550 рублей 23 копейки долга. Суды исходили из того, что спорные объекты не были переданы управлению ЖКХ и не были включены в государственные контракты, соответственно, оплата за водоснабжение и водоотведение по ним не осуществляется. Обязанность по оплате потребленного ресурса лежит на собственнике (титульном владельце) названных объектов, основания для ее возложения на управление ЖКХ отсутствуют.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Надлежащим ответчиком является управление ЖКХ, являющееся единственным исполнителем услуг по водоснабжению и водоотведению для нужд министерства и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также являющееся пользователем сетей водоснабжения и водоотведения по договору безвозмездного пользования. В соответствии с государственным контрактом от 21.09.2015 N 4-ВКХ, заключенному министерством и управлением ВКХ, точками поставки являются военные городки, то есть комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и имеющих определенное целевое назначение. Спорные объекты расположены на территории военного городка N 54 - 55. Государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ и договор безвозмездного пользования от 05.10.2015 N 251 не содержат перечня объектов водопотребления.
В отзыве на жалобу водоканал просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители министерства, учреждения и ФГКУ "Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа" поддержали доводы жалобы, представитель водоканала привел доводы возражения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в судебном заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 06.04.2015 при контрольном обследовании объекта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 51), сотрудники водоканала установили факт самовольного водопользования (акт N 40513). При контрольных обследованиях 08.05.2015 (акт N 42122), 13.11.2015 (акт N 46605), 25.11.2015 (акт N 46714) и 25.02.2016 (акт N 50497) сотрудники водоканала установили, что предписания ранее составленных актов не выполнены.
Объекты, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 51, на которых выявлено бездоговорное водопользование, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и находятся у учреждения на праве оперативного управления.
Уклонение учреждения от погашения суммы, рассчитанной как бездоговорное водопотребление с 06.04.2015 по 25.02.2016, привело к судебному спору.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 539 - 547, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской, пунктами 4 и 19 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, пункта 14 и подпункта "а" пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), правомерно удовлетворили иск о взыскании 5 858 550 рублей 23 копеек долга за бездоговорное водоснабжение и водоотведение на объектах военной автоинспекции и пожарного депо.
Суды установили, что названные объекты не включены в перечень имущества, переданного управлению ЖКХ по договору безвозмездного пользования от 28.12.2015 N 219179, и в перечень объектов водоснабжения и водоотведения по государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.
Учреждение и министерство не представили суду доказательств, опровергающих акты водоканала о том, что на спорных объектах осуществляется бездоговорное потребление коммунального ресурса путем самовольного подключения к централизованным сетям водопотребления.
Ответчики, ссылаясь на передачу сетей водоснабжения и водоотведения по договору безвозмездного пользования управлению ЖКХ и наличие государственного контракта от 21.09.2015 N 4-ВКХ, документально не подтвердили, что объем водопотребления спорными объектами учитывается на точке военного городка N 54 - 55.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что ответчики не доказали законность подключения спорных объектов к сетям водоснабжения и водоотведения и документально не подтвердили передачу этих объектов управлению ЖКХ, соответствуют материалам дела.
Доводы жалобы сводятся к оценке доказательств, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А53-5272/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.