г. Краснодар |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А63-5922/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" (ИНН 2618800660, ОГРН 1122651009920), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), извещенных о месте и времени судебного заседания (уведомления N 16454 9, 16453 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2017 (судья Аксёнов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-5922/2017, установил следующее.
ООО "Энергетик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 06.03.2017 N 3206.
Решением суда от 19.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы законностью обжалуемого предписания управления.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что показания узла учета, не введенного в эксплуатацию, не могут служить основанием для учета объема тепловой энергии и документирования параметров теплоносителя. Узлы учета введены в эксплуатацию ООО "Новый город" 06.04.2016. До этой даты узлы учета не соответствовали требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, не были пригодны для коммерческого учета тепловой энергии, осуществления расчетов между теплоснабжающими организациями и потребителями, а также документирования параметров теплоносителя.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения от 14.02.2017 N 511 управление провело внеплановую проверку общества с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 24.11.2016 N 2611, по результатам которой составила акт от 06.03.2017 N 511-39/1, зафиксировав неисполнение обществом предписания об устранении нарушения режима температуры теплоносителя в подающем трубопроводе для нужд горячего водоснабжения на вводах (тепловые узлы N 1 - 4) в многоквартирном доме N 20, расположенном по ул. Подстанционной в г. Пятигорске Ставропольского края (пункт 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), а также пункта 7.6 Свода правил СП 124.13330.2012 СНиПа 41-02-2003. "Тепловые сети". Актуализированная редакция СНиПа 41-02-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 (далее - СНиП 41-02-2003).
По данному факту управление выдало обществу новое предписание от 06.03.2017 N 3206 об устранении в срок до 06.06.2017 нарушения, производстве перерасчета по всему многоквартирному дому за период с 12.10.2015 по 11.01.2016.
Общество обжаловало предписание административного органа в арбитражный суд.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу положений подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право в том числе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель в том числе обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в частности, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 98 Правил N 354).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" СанПиНа 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09)).
Исходя из пункта 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется, в том числе, в целях контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя (подпункт "в" пункта 4 Правил N 1034).
В качестве параметра, характеризующего тепловой и гидравлический режимы системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети, контролю качества теплоснабжения подлежит в том числе температура теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения (пункт 107 Правил N 1034).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения из котельной "Машук". Теплоноситель в многоквартирном доме N 20 по ул. Подстанционной в г. Пятигорске (далее - спорный многоквартирный дом) подается по закрытой системе теплоснабжения.
В многоквартирном доме установлено 4 узла учета тепловой энергии, состоящие из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. Узлы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, подписанных обществом. Тепловые узлы оборудованы скоростными водоподогревателями, предназначенными для подогрева и подачи горячей воды в жилые помещения многоквартирного дома.
Суд установил, что спорный многоквартирный дом оборудован водоподогревателем (бойлером), в котором имеет место закрытая система теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 7.6 СНиПа 41-02-2003 при центральном качественно-количественном регулировании отпуска теплоты для подогрева воды в системах горячего водоснабжения потребителей температура воды в подающем трубопроводе должна быть: для закрытых систем теплоснабжения - не менее 70 °С;
для открытых систем теплоснабжения - не менее 60 °С.
Аналогичные требования содержит пункт 6.2.58 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Приказ N 115).
Согласно температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов (пункт 6.2.59 Приказа N 115).
Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, их величина не должна превышать более +/- 3%.
В связи с отсутствием у общества отчетов о суточных параметрах теплоснабжения в период с 12.10.2015 по 11.01.2016 в спорном многоквартирном доме эти отчеты запрошены у ООО "Новый Город", осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению данным многоквартирным домом.
Исходя из ведомостей учета параметров теплопотребления в водяной системе тепловых узлов N 1 - 4 (подъезды N 1 - 8), составленных на основании архивных данных тепловычислителя ВКТ-7 N 8268, температура теплоносителя в подающем трубопроводе в период с 12.10.2015 по 11.01.2016 не соответствовала пункту 7.6 СНиП 41-02-2003 (нарушен режим температуры теплоносителя в подающем трубопроводе для нужд горячего водоснабжения на вводах (тепловые узлы N 1 - 4) в многоквартирный дом, поскольку температура была ниже 70 °С (с учетом допустимого отклонения).
Факт несоответствия температуры горячей воды в многоквартирном доме на момент проведения проверки требованиям действующего законодательства Российской Федерации подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого по делу предписания.
Кроме того, по факту выявленного нарушения обществу выдавались аналогичные предписания от 03.06.2016 N 1206, 24.11.2016.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали законным обжалуемое обществом предписание, обладающим признаками исполнимости, ясности. Суд не выявил процессуальные нарушения при проведении внеплановой проверки.
Отклоняя довод общества о том, что показания узла учета, не введенного в эксплуатацию, не могут служить основанием для учета объема тепловой энергии и документирования параметров теплоносителя (в том числе ссылку общества на акты допуска в эксплуатацию от 06.04.2016), суд обоснованно отметил, что узлы учета в спорном многоквартирном доме введены в эксплуатацию в 2013 году, что подтверждается актом принятия данных узлов в опытную эксплуатацию от 01.11.2013 (л. д. 118 т. 1), подписанным в том числе представителем общества. Узлы учета поверены, что подтверждается свидетельствами о поверке от 12.07.2013 (л. д. 119 - 122 т 1). Доказательства обратного общества не представило, легитимность названных документов не опровергла.
Суд также счел, что отсутствие введенного в эксплуатацию узла учета тепловой энергии позволяет сделать вывод об отсутствии законных оснований для взимания платы за теплоснабжение многоквартирного жилого дома.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А63-5922/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.