г. Краснодар |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А61-3823/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), ответчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7 имени Героя России Юрия Нестеренко г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511010875, ОГРН 1021500946015), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.05.2017 (судья Дзугкоева Э.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А61-3823/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 7 имени Героя России Юрия Нестеренко г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - учреждение) о взыскании 571 226 рублей 22 копеек задолженности за газ, поставленный по муниципальному контракту от 20.11.2014 N 39-2-15251/15 с 01.10.2015 по 31.12.2015, 34 240 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.11.2015 по 15.10.2016.
Решением от 24.05.2017 (с учетом определения от 23.05.2017 об исправлении описок, опечаток в резолютивной части решения), оставленным без изменения апелляционным постановлением от 11.09.2017, иск удовлетворен частично: с учреждения в пользу общества взыскано 392 064 рубля 23 копейки задолженности с 01.10.2015 по 31.12.2015, 23 790 рублей 15 копеек пеней с 11.11.2015 по 15.10.2016. В остальной части в иске отказано, распределены судебные расходы. Суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания объема газа, установленного в контракте. В части отказа в иске суды указали, что поставщик не вправе превышать в одностороннем порядке согласованные в договоре объемы поставки газа, а обязан принимать меры для обеспечения измерительного контроля за количеством передаваемого ответчику ресурса; поставка газа в объеме, многократно превышающем установленный контрактом, является поставкой при очевидном отсутствии у поставщика обязательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, правовой статус учреждения и отсутствие бюджетных средств финансирования не освобождают его от ответственности за нарушение условий контракта на основании статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Поставщик не может исполнить условие контракта о поставке газа в количестве, не превышающем согласованного сторонами объема, так как при неисправном узле учета невозможно определить и проконтролировать такой объем. В силу публичного характера контракта изменение его условий для отдельного потребителя невозможно, поскольку будут нарушены права других потребителей, с которыми заключены договоры поставки газа на аналогичных условиях, а также права общества в связи с финансовыми потерями в случае неисполнения такими потребителями обязательств. Факт неисправности узла учета учреждения подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами. Расчет объема газа по мощности газоиспользующего оборудования не тождественен дополнительному объему поставки газа сверх контракта. Вопрос о том, в каком объеме поставлялся газ учреждению в спорный период, судами надлежаще не исследован.
В отзыве и дополнении к нему школа просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения и постановления.
Рассмотрение жалобы откладывалось Арбитражным судом Северо-Кавказского округа до 15 часов 30 минут 31.01.2018 с целью примирения сторон, о чем вынесено определение от 16.01.2018 и сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После отложения рассмотрение кассационной жалобы продолжено в отсутствие представителей сторон, не достигших примирения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и учреждение (покупатель) заключили муниципальный контракт от 20.11.2014 N 39-6-15276/15 на поставку газа, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2015 по 31.12.2015, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ. В пункте 2.1 контракта согласован объем и стоимость поставляемого газа в 2015 году - 178 тыс. куб. м газа на 1 033 524 рубля 92 копейки, в том числе в первом квартале 2015 года - 97,000 тыс. куб. м на 563 213 рублей 02 копейки, во втором квартале - 10,000 тыс. куб. м на 58 063 рубля 20 копеек, в четвертом квартале - 71,000 тыс. куб. м на 412 248 рублей 71 копейку.
Стороны согласовали, что при получении покупателем уведомления о лимитах бюджетных обязательств местного бюджета на 2015 год, утверждаемых уполномоченными органами местного самоуправления, о чем покупатель уведомляет поставщика, покупателю будет произведена корректировка поставки необходимого объема газа в соответствии с дополнительным соглашением в пределах выделенных бюджетом средств. Потребление газа свыше согласованных объемов при отсутствии дополнительных соглашений не допускается.
Поставка покупателю дополнительного объема газа, сверх объема, зафиксированного в пункте 2.1 контракта и финансируемого из внебюджетных источников, осуществляется по отдельному контракту на поставку газа, заключаемому между сторонами (пункты 2.2 и 2.8).
Согласно пункту 4.1 контракта количество поставляемого газа определяется по узлу учета поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя.
При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности.
В силу пунктов 5.2 и 5.3 контракта покупатель осуществляет оплату поставленного газа за счет средств соответствующего бюджета. При отсутствии увеличения бюджетных средств и потреблении газа покупателем сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств поставка и оплата газа осуществляется на основании отдельного контракта. Покупатель не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит 100% оплату поставленного газа (пункт 5.7 контракта).
По результатам проверки 28.11.2015 года общество составило акт проверки N АП014641, согласно которому установлено несоответствие узла учета газа ГОСТу Р 8.740-2011. В связи с этим расчет потребления за ноябрь и декабрь 2015 года произведен обществом по проектной мощности газопотребляющего оборудования школы исходя из 24 часов работы в сутки. Акт от 28.11.2015 подписан представителем учреждения без замечаний.
Согласно акту поданного-принятого газа от 31.10.2015 N 139 028/10 по показаниям узла учета газа учреждению поставлено 5,820 тыс. куб. м газа. Данный объем учреждением не оспаривается.
По актам от 30.11.2015 N 158 510/11 и от 31.12.2015 N 170 842/12 объем поставленного газа за ноябрь и декабрь 2015 года определен обществом расчетным путем и составил 40,680 тыс. куб. м за ноябрь 2015 года и 42,036 тыс. куб. м за декабрь 215 года.
Общество выставило учреждению счета-фактуры от 31.10.2015 N 39-33583 на 37 878 рублей 72 копейки, от 30.11.2015 N 39-37979 на 263 513 рублей 98 копеек, от 31.12.2015 N 39-42947 на 269 833 рубля 52 копейки, а всего на 571 226 рублей 22 копейки.
Претензия от 28.09.2016 N 39-19/4716-МК с требованием оплатить задолженность оставлена учреждением без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 539 и 544 ГК РФ, пунктами 21 - 23 и 25 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162). При этом суды установили, что у поставщика узел учета газа отсутствует; объем поставляемого учреждению газа определялся по его узлу учета, в отношении которого истек срок поверки.
Суды сослались на то, что при разрешении спора необходимо учитывать правовое положение учреждения и условия заключенного контракта, а также особенности, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласованный сторонами объем поставляемого в 2015 году газа составляет 178 тыс. куб. м газа, который разбит по кварталам (пункт 2.1 контракта). Этим же пунктом предусмотрено, что годовой объем газа не должен превышать объем указанный в согласовании на использование газа. Покупатель обязан представить поставщику утвержденный лимит бюджетных обязательств на 2015 год.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что финансовые обязательства республиканского бюджета по оплате контракта от 20.11.2014 выходят за установленные Законом N 44-ФЗ пределы возможного превышения цены контракта и, соответственно, объема поставляемого газа, что фактически означает поставку части энергоресурса (товара) без контракта и в отсутствие гарантии оплаты, предусмотренной в качестве условия поставки дополнительных объемов.
Вместе с тем суд кассационной инстанции находит данные выводы ошибочными.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускается. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 22 Правил N 162).
Согласно пункту 23 Правил N 162 при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 25 Правил N 162 ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил N 162).
Пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, установлено, что при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Владельцем узла учета газа является учреждение, истечение срока поверки узла учета им не оспаривалось.
Осуществление обществом расчета объема газа по мощности газоиспользующего оборудования соответствует перечисленным нормативным актам и условиям контракта. Суды не учли, что определение объема поставки газа с учетом указанного обстоятельства не тождественно дополнительному объему поставки газа, на который необходимо заключение дополнительного соглашения.
То обстоятельство, что объем поставленного газа, рассчитанный по мощности газоиспользующего оборудования, превышает установленные контрактом лимиты, не может служить основанием для освобождения учреждения от оплаты газа в случае неисправности узла учета.
При изложенных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует дополнительно исследовать вопрос, в чем конкретно заключалось несоответствие спорного узла учета требованиям ГОСТа Р 8.740-2011, поскольку документы на прибор учета в деле отсутствуют. Установить период пользования газом при неисправном приборе учета и в соответствии с условиями раздела 4 контракта, выяснить правомерность расчета за полные месяцы ноября и декабря 2015 года (при обнаружении истечения срока поверки 28.11.2015), в зависимости от установленного, проверить расчет неустойки, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А61-3823/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.