г. Краснодар |
|
03 февраля 2018 г. |
Дело N А32-19789/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - администрации города Сочи, заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2017 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-19789/2017, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), выразившегося в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи земельных участков по приведенному перечню; возложении на управление обязанности по принятию решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0132002:265 (площадь 155 282 кв. м), 23:49:0122004:149 (площадь 6794 кв. м), 23:49:0122004:150 (площадь 12 450 кв. м), 23:49:0122003:55 (площадь 9695 кв. м), 23:49:0120002:188 (площадь 20 480 кв. м), 23:49:0122002:136 (площадь 7874 кв. м), 23:49:0121001:158 (площадь 11 137 кв. м).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Решением от 21.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что право федеральной собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в 2009 году, после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, которым не предусмотрена возможность, не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления его в силу (20.12.2008). Иные основания для передачи испрашиваемых участков из федеральной в муниципальную собственность в заявлении администрация не привела. Суды пришли к выводу о том, что земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность на основании частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Возражая против заявленных требований, управление указало на пропуск трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), о восстановлении которого ходатайствовала администрация. Суды при разрешении спора констатировали пропуск процессуального срока, отметив, что мотивы, по которым орган местного самоуправления просит восстановить данный срок, не могут быть признаны уважительными причинами. Доказательств невозможности обращения в арбитражный суд в установленный срок либо наличия объективных препятствий для своевременной подачи соответствующего заявления, администрация не представила. Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. С учетом установленных обстоятельств, а также статей 198, 200 и 201 Кодекса, суды отказали органу местного самоуправления в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований по заявлению, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована тем, что спорные земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, не могли быть отнесены к собственности Российской Федерации. В силу положений части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельными участками обладает администрация. Регистрация права федеральной собственности проведена с нарушением действующего законодательства, что препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет муниципального образования город-курорт Сочи.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в порядке статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, 07.07.2008 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельных участках из земель населенных пунктов: площадью 155 282 кв. м с кадастровым номером 23:49:0132002:265, площадью 6794 кв. м с кадастровым номером 23:49:0122004:149, площадью 12 450 с кадастровым номером 23:49:0122004:150, площадью 9695 кв. м с кадастровым номером 23:49:0122003:55, площадью 20 480 кв. м с кадастровым номером 23:49:0120002:188, площадью 7874 кв. м с кадастровым номером 23:49:0122002:136, площадью 11 137 кв. м с кадастровым номером 23:49:0121001:158, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участков, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский (л. д. 32 - 61).
27 августа 2009 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право федеральной собственности на участки: 23:49:0132002:265, 23:49:0122004:149, 23:49:0122004:150, 23:49:0122003:55, 23:49:0120002:188, 23:49:0122002:136, 23:49:0121001:158 (л. д. 18 - 31).
2 ноября 2016 года глава города Сочи направил в адрес руководителя управления предложение (оформленное письмом N 12945/07-02-12) о принятии решения о передаче перечисленных земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи, ссылаясь на часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, с приложением выписок из ЕГРП, кадастровых паспортов (л. д. 10 - 12).
В письме, адресованном администрации, от 02.12.2016 N 04/18673, управление сослалось на отсутствие оснований для передачи испрашиваемых объектов в муниципальную собственность. Отказ мотивирован тем, что спорные земельные участки в силу пункта 2 подпункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также Закона N 244-ФЗ не подлежат передаче в муниципальную собственность (л. д. 15 - 17).
Ссылаясь на нарушение требований Закона N 244-ФЗ со стороны управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Разрешая возникший между администрацией и управлением спор, судебные инстанции правомерно исходили из того, что в силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Пропуск процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05).
Порядок передачи из федеральной собственности в собственность иных публично-правовых образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 статьи 1.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передача указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Таким образом, соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, допустимо в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона (декабрь 2008 года).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций указали, что право федеральной собственности на участки 23:49:0132002:265, 23:49:0122004:149, 23:49:0122004:150, 23:49:0122003:55, 23:49:0120002:188, 23:49:0122002:136, 23:49:0121001:158 зарегистрировано 27.08.2009, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, которым не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления его в силу (20.12.2008). Кроме того, констатировав пропуск процессуального срока на оспаривание бездействия заинтересованного лица и отсутствие между сторонами согласия по поводу передачи спорных земельных участков из собственности Российской Федерации в муниципальную, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления администрации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 21.08.2017 и апелляционного постановления от 09.11.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А32-19789/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.