г. Краснодар |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А32-23323/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Меньшикова Александра Геннадьевича (ИНН 230206398767, ОГРНИП 30723023800030), заинтересованного лица - Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Александра Геннадьевича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 по делу N А32-23323/2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Меньшиков Александр Геннадьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) от 25.05.2016 N 03-258-П-10-ДЕ (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 (судья Меньшикова О.И.) признано незаконным предписание департамента в части обязания предпринимателя устранить нарушения, указанные в пунктах 4, 5, 7, 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 предписания, как противоречащее действующему законодательству.
Признавая незаконными пункты 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 предписания об устранении нарушений требований пунктов 3.23, 1.2, 9.2.4, 9.2.8 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции" (далее - СП 70.13330.2012), суд первой инстанции сослался на то, что, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"" (далее - постановление N 1521), указанные пункты СП 70.13330.2012 не включены в перечень обязательных к соблюдению норм, следовательно, являются рекомендательными. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2017 отменено решение суда от 10.07.2017 в обжалуемой части. Первый абзац резолютивной части решения суда от 10.07.2017 по делу изложен в следующей редакции: "Признать незаконным предписание Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 25.05.2016 N 03-258-П-10-ДЕ, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Меньшикова Александра Геннадьевича, в части обязания устранить нарушения, указанные в пунктах 4, 5, 7 как противоречащее действующему законодательству.".
Судебный акт мотивирован тем, что пункт 3.23 СП 70.13330.2012 включен постановлением N 1521 в перечень обязательных к соблюдению норм. В случае отсутствия предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, СП 70.13330.2012 применяется на обязательной основе, как того требует последнее предложение пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 30.10.2017 и оставить в силе решение суда от 10.07.2017. Заявитель жалобы считает, что предписание в части пунктов 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 является неисполнимым, многоквартирный жилой дом полностью построен. Документация, указанная в пункте 3.23 СП 70.13330.2012, представлена в ходе проверки для ознакомления. Предприниматель не осуществлял строительство объектов, указанных в пункте 1.2 СП 70.13330.2012.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, предприниматель являлся застройщиком согласно выданному разрешению на строительство 3-этажного многоквартирного жилого дома, по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, 75.
Департамент принял приказ от 21.04.2016 N 12-1467 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве указанного объекта капитального строительства.
При проведении внеплановой выездной проверки сотрудники департамента с выходом 29.04.2016 на место установили, что предприниматель фактически возвел 7-этажное здание, ведет работы по монтажу и устройству кровли, монтажу и установке оконных блоков с нарушением строительных норм и правил.
В числе прочего в ходе проверки выявлены нарушения СП 70.13330.2012:
- пункт 7.1 акта проверки: на объекте отсутствует документация, предусмотренная пунктом 3.23 СП 70.13330.2012, - не представляется возможным дать оценку соответствия выполненных работ требованиям проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы;
- пункт 7.2 акта проверки: в нарушение пункта 1.2 СП 70.13330.2012 фактически на проверявшемся объекте отсутствует проект производства работ (ППР).
- пункт 7.4 акта проверки: в нарушение пункта 9.2.4 СП 70.13330.2012 толщина горизонтальных и вертикальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы имеют разную толщину.
- пункт 7.5 акта проверки: в нарушение пункта 9.2.8 СП 70.13330.2012 стальная арматура рядовых кирпичных перемычек не имеет защитного слоя раствора.
Департамент по итогам проведенной проверки выдал предпринимателю предписание от 25.05.2016 N 03-258-П-10-ДЕ об устранении выявленных в ходе проверки нарушений при строительстве указанного объекта капитального строительства, которым в числе прочего предпринимателю предписано устранить следующие нарушения требований СП 70.13330.2012 в 30-дневный срок с даты получения предписания:
- пункт 8.1 предписания: предоставить документацию, предусмотренную пунктом 3.23 СП 70.13330.2012 - при приемочном контроле качества строительно-монтажных работ должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием-изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании; заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции; документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; акты освидетельствования скрытых работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций; журналы работ; документы о контроле качества сварных соединений; акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами); другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.;
- пункт 8.2 предписания: предоставить проект производства работ (ППР), предусмотренный пунктом 1.2 СП 70.13330.2012, - при производстве работ по возведению каменных и армокаменных конструкций из керамического и силикатного кирпича, керамических, силикатных, природных и бетонных камней, кирпичных и керамических панелей и блоков, бетонных блоков, надлежит выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), а также соблюдать требования соответствующих стандартов, сводов правил по организации строительного производства и технике безопасности в строительстве, правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ, а также требования органов государственного надзора;
- пункт 8.4 предписания: устранить нарушения пункта 9.2.4 СП 70.13330.2012 - толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12 мм, вертикальных швов - 10 мм;
- пункт 8.5 предписания: устранить нарушения пункта 9.2.8 СП 70.13330.2012 - стальную арматуру рядовых кирпичных перемычек следует укладывать по опалубке в слое раствора толщиной 30 мм под нижний ряд кирпичей. Гладкие стержни для армирования перемычек должны иметь диаметр не менее 6 мм, заканчиваться крюками (отгибами) и заделываться в простенки не менее чем на 25 см.
Не согласившись с предписанием, в том числе в указанной части, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
Отменяя решение суда в части пунктов 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 предписания, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в этой части предписание является законным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) объектом технического регулирования в данном Законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 384-ФЗ он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1, 7 статьи 6 Закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
СП 70.13330.2012 утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 N 109/ГС и введен в действие с 01.07.2013.
СП 70.13330.2012 разработан с целью повышения качества выполнения строительно-монтажных работ, долговечности и надежности зданий и сооружений, а также уровня безопасности людей на строительной площадке, сохранности материальных ценностей в соответствии с Законом N 384-ФЗ, повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами; применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
Материалами дела подтверждается, что предпринимателем при строительстве спорного объекта не соблюдены приведенные выше требования СП 70.13330.2012: отсутствует предусмотренная пунктом 3.23 СП 70.13330.2012 документация; отсутствует ППР; толщина горизонтальных и вертикальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы имеют разную толщину; стальная арматура рядовых кирпичных перемычек не имеет защитного слоя раствора.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела сослался на рекомендательный характер пунктов 3.23, 1.2, 9.2.4, 9.2.8 СП 70.13330.2012, поскольку они не включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 184-ФЗ (далее - Перечень), утвержденный постановлением N 1521.
Данный вывод суда первой инстанции противоречит положениям пункта 47 Перечня, согласно которому в число подлежащих обязательному применению включен пункт 3.23 СП 70.13330.2012. Обстоятельства представления проверяющим предусмотренной пунктом 3.23 СП 70.13330.2012 документации не установил ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции.
У суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным по данному основанию пункт 8.1 предписания, которым на предпринимателя возложена обязанность по исполнению требований пункта 3.23 СП 70.13330.2012.
Согласно пункту 1.1 СП 70.13330.2012 этот свод правил распространяется на производство и приемку работ, выполняемых при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений во всех отраслях народного хозяйства:
- при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого, особо тяжелого, на пористых заполнителях, жаростойкого и щелочестойкого бетона, при производстве работ по торкретированию и подводному бетонированию;
- при изготовлении сборных бетонных и железобетонных конструкций в условиях строительной площадки;
- при монтаже сборных железобетонных, стальных, деревянных конструкций и конструкций из легких эффективных материалов;
- при сварке монтажных соединений строительных стальных и железобетонных конструкций, соединений арматуры и закладных изделий монолитных железобетонных конструкций;
- при производстве работ по возведению каменных и армокаменных конструкций из керамического и силикатного кирпича, керамических, силикатных, природных и бетонных камней, кирпичных и керамических панелей и блоков, бетонных блоков.
Требования данного свода правил следует учитывать при проектировании конструкций зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Из толкования приведенных положений следует, что включение сводов правил в тот или иной перечень обусловлен порядком их применения. Наличие отдельных положений сводов правил в перечне добровольного применения допускает альтернативу применения вместо них предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов.
То есть, положения пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. Соответственно, произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Сходное толкование положений пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ о степени обязательности применения стандартов и (или) сводов правил не признано незаконным в определениях Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2017 по делу N А32-47582/2015, от 12.11.2015 по делу N А73-15085/2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что, в случае отсутствия предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, СП 70.13330.2012 применяется на обязательной основе, как того требует последнее предложение пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ.
Предприниматель не представил для оценки соответствия требованиям технических регламентов национальные стандарты Российской Федерации, стандарты организаций и (или) иные документы, в соответствии с которыми осуществлено строительство спорного объекта в части выявленных нарушений СП 70.13330.2012.
Суд апелляционной инстанции таких регламентов также не установил.
По причине отсутствия предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов по вопросам, регламентированным пунктами 1.2, 9.2.4, 9.2.8 СП 70.13330.2012, в силу пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ положения СП 70.13330.2012, включенные в перечень добровольного применения, применяются на обязательной основе.
При таких обстоятельствах пункты 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 предписания департамента, требующее от предпринимателя исполнения пунктов 3.23, 1.2, 9.2.4, 9.2.8 СП 70.13330.2012, являются законными и не нарушают права и законные интересы предпринимателя. Соблюдение требований СП 70.13330.2012 направлено на обеспечение безопасности возводимого им объекта капитального строительства.
Обстоятельства завершения (окончания) на момент выдачи спорного предписания строительства спорного объекта капитального строительства не установил ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции. Доводы кассационной жалобы в этой части не подтверждены.
В силу приведенных выше обстоятельств заявление предпринимателя о признании незаконными пунктов 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 предписания не подлежало удовлетворению. На этом основании решение суда первой инстанции в данной обжалованной департаментом части отменено с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя в данной части.
В соответствии со статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте апелляционной инстанции отражены доказательства, на которых основаны выводы судебной инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого судебного акта; мотивы, по которым отклонил приведенные предпринимателем в обоснование своих требований доводы и не согласился с вывоами суда первой инстанции.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 по делу N А32-23323/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.