г. Краснодар |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А32-730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (ИНН 2320172436, ОГРН 1092300000572) - Парфени А.В. (доверенность от 01.08.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-730/2016, установил следующее.
АНО "Единая транспортная дирекция" (далее - дирекция, организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2015 N 03-08/15-222 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 1 250 тыс. рублей штрафа.
Решением от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2017, суд признал незаконным и отменил оспариваемое дирекцией постановление управления. Суд удовлетворил ходатайство, заявленное Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю, и произвел замену заинтересованного лица по делу, - Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, прекратившего деятельность 08.08.2016, на правопреемника, - Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю.
Судебные акты мотивированы нарушением административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, установив, что прокурор вынес одно постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по 14 эпизодам нецелевого использования денежных средств, без указания о совершении дирекцией 14 самостоятельных административных правонарушений и их выделения в самостоятельные составы; административным органом назначено к рассмотрению одно дело N 03-08/15-212; при рассмотрении назначенного к рассмотрению в установленном порядке одного дела N 03-08/15-212 управлением вынесено 14 самостоятельных постановлений (в том числе по делу N 03-08/15-222).
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Казначейство указывает, что наличие в действиях организации состава вмененного ей административного правонарушения доказано и установлено документально. Управление обеспечило соблюдение порядка и срока привлечения организации к административной ответственности; вынесение 14 постановлений о привлечении к административной ответственности на основании фактов, зафиксированных в одном постановлении о возбуждении дела об административной ответственности, не противоречит положениям Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу дирекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель дирекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, пояснив, что дирекция не обжалует судебные акты по данному делу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя дирекции, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2015 N 23/1-263-2014 Южный транспортный прокурор совместно с управлением в период с 08.09.2015 по 02.10.2015 провел проверку дирекции по вопросу законности расходования средств субсидий, выделенных из федерального бюджета в целях развития транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна, обустройства Керченской паромной переправы, организации перевозок пассажиров и грузов на территорию Крымского полуострова, в результате которой установил, что в 2014 - 2015 годах дирекция по 14 эпизодам расходовала средства федерального бюджета (средств субсидии) не по целевому назначению.
Установив, что дирекция совершила 14 расчетных операций, имеющих признаки нецелевого расходования бюджетных средств, прокурор вынес в отношении дирекции постановление от 16.11.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса, которое направил административному органу для рассмотрения.
Постановлением от 16.12.2015 N 03-08/15-222 управление привлекло дирекцию к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса в виде 1 250 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление управления от 16.12.2015 N 03-08/15-222 является незаконным, дирекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол об административном правонарушении. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Суды установили, что прокурор возбудил в отношении общества одно дело по статье 15.14 Кодекса по конкретному деянию, заключающемуся в совершении дирекцией 14 расчетных операций, имеющих признаки нецелевого расходования бюджетных средств. Данное деяние квалифицировано прокурором как одно правонарушение, по которому составлено одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в резолютивной части которого не содержится указание на возбуждение административных дел (производств) в отношении каждой расчетной операции.
Управление на основании постановления прокурора назначило на 16.12.2015 рассмотрение одного дела N 03-08/15-212, рассмотрев которое вынесло 14 постановлений от 16.12.2015 о назначении административного наказания по каждой расчетной операции, в том числе оспариваемое постановление N 03-08/15-222, из которого следует, что оно принято по итогам рассмотрения дела N 03-08/15-222, по которому постановление о возбуждении дела об административном правонарушении или протокол об административном правонарушении не составлялись, дирекция о рассмотрении данного дела об административном правонарушении не уведомлялась.
Суды учли, что Кодексом не предусмотрено такое процессуальное действие, как принятие отдельного постановления по делу, выделенному на стадии рассмотрения из возбужденного дела об административном правонарушении. В рассматриваемом случае не допускается назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и обеспечения процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица.
Судебные инстанции обоснованно указали, что вынесение постановления N 03-08/15-222 без соблюдения всех установленных законом требований к процедуре привлечения к административной ответственности является существенным нарушением, носящим неустранимый характер, не позволившим полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указанное нарушение процедуры привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно признали незаконным оспариваемое обществом постановление административного органа от 16.12.2015N 03-08/15-222.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу N А32-730/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.