г. Краснодар |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А32-7123/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Насека Николая Петровича (ИНН 233101266110, ОГРНИП 304233131700022) - Просвириной В.В. (доверенность от 07.11.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Ейского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-7123/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Несека Н.П. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным приказ от 24.11.2016 N 2476 "О предоставлении земельного участка в Ейском районе в собственность за плату главе хозяйства" в части установления выкупной цены земельного участка в размере 100% от его кадастровой стоимости;
- возложить на департамент обязанность заключить и направить в адрес главы хозяйства в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу договор купли-продажи указанного участка по цене, равной 2 727 072 рублям (20% от кадастровой стоимости).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ейского района (далее - администрация).
Решением от 14.09.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 09.11.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что глава хозяйства пользование земельным участком с кадастровым номером 23:08:0400001:2 осуществлял с 2001 года (более 15 лет на дату подачи заявления о выкупе). Размер выкупной цены испрашиваемого земельного участка соответствует положениям части 2 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений Краснодарского края" (далее - Закон N 532-КЗ), Порядку определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденному постановлением N 226 (далее - Порядок), из расчета 20% от кадастровой стоимости участка, используемого главой хозяйства более 15 лет.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, заявитель не подтвердил тождественность земельных участков, предоставленных в 2001 году и земельного участка с кадастровым номером 23:08:0400001:2, а также не представил доказательств непрерывности владения спорным земельным участком с 2009 по 2011 годы. Департамент указывает на несоблюдение предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель главы хозяйства возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 млн кв. м с кадастровым номером 23:08:0400001:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Ейский район, Красноармейский с/о, ДЗАО "Агросоюз", участок N 21 (поля N 8 - 5 и 9 - 3), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2017 (запись государственной регистрации от 03.11.2004 N 23-01/00-268/2004-326).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 13 635 360 рублей.
Ранее спорный участок был предоставлен главе хозяйства в аренду на основании договора от 26.03.2001, заключенного с администрацией. Договор зарегистрирован в комитете в установленном порядке.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права аренды заявителя от 25.04.2002 серия 23-АА N 464703 и серия 23-АА N 464702.
30 сентября 2011 года департамент (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор N 0000002516 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения, по условиям которого арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принял земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 млн кв. м с кадастровым номером 23:08:0400001:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Красноармейский с/о ДЗАО "Агросоюз", участок N 21 (фонд перераспределения, поля N 8 - 5 и 9 - 3) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сроком на 25 лет (до 08.08.2036). Договор зарегистрирован в установленном порядке.
20 октября 2016 года предприниматель со ссылкой на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) обратился в департамент с заявлением от 14.10.2016 о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Приказом от 24.11.2016 N 2476 "О предоставлении земельного участка в Ейском районе в собственность за плату главе хозяйства" департамент установил выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:08:0400001:2 в размере 13 635 360 рублей и направил в адрес главы хозяйства договор от 24.11.2016 N 629 купли-продажи данного участка.
Глава хозяйства, полагая, что приказ от 24.11.2016 не соответствует закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя с заявлением) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса закреплено, что продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом N 532-КЗ, статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением N 226 (далее - Порядок), закреплено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что истец с 2001 года использовал земельный участок с кадастровым номером 23:08:0400001:2, в рамках заключенных договоров аренды. Поскольку на дату обращения с заявлением в департамент срок такого пользования составил более 15 лет, следовательно, выкупную цену спорного земельного участка следует определять из расчета 20% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 842 903 рубля 87 копеек.
Довод подателя жалобы о том, что заявитель не подтвердил идентичность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:08:0400001:2 с переданным по договору аренды от 26.03.2001, был предметом рассмотрения нижестоящих инстанций и правомерно отклонен. Из представленных в материалы документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:0400001:2 является единым землепользованием, с входящими в него обособленными земельными участками с кадастровыми номерами 23:08:0402001:3 (площадью 303 тыс. кв. м) и 23:08:0402001:4 (площадью 697 тыс. кв. м). Данный факт следует, в частности, из кадастрового паспорта земельного участка от 01.11.2016 N 2343/12/16-1357874.
При этом в рамках данного дела суд проверил законность оспариваемого приказа департамента и возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения. Спор о разногласия, возникших при заключении договора, суд не рассматривал.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 14.09.2017 и апелляционного постановления от 09.11.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по делу приостанавливалось на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление обжалуемых судебных актов, принятое определением от 27.11.2017, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А32-7123/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.