г. Краснодар |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А32-10304/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 22.03.2017), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутэк" (ИНН 2320204303, ОГРН 1122366012207), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2017 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-10304/2017, установил следующее.
ООО "Фрутэк" (далее - общество декларант) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня таможенный орган) об обязании выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/011113/0001288, 10309180/061113/0001326, 10309180/131113/0001394, 10309180/161113/0001418, 10309180/161113/0001419, 10309180/171113/0001422 (далее - спорные ДТ) в сумме 399 461 рубль 23 копейки (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 02.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2017, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что незаконные действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по спорным ДТ, и отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-44719/2015. Поскольку излишне уплаченные таможенные платежи таможня своевременно не возвратила, у общества возникло право на начисление соответствующих процентов.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Таможня указывает, что право на взыскание предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку месячного срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов. В силу прямого указания части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного месячного срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов. Правовых оснований для выплаты процентов не имеется. Кроме того, суды не учли, что на момент поступления в таможню заявления о выплате процентов с даты уплаты таможенных платежей, начисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенных товаров, прошло более трех лет, срок исковой давности для взыскания процентов по спорным ДТ истек.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя таможенного органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 20.09.2013 N 14/2013/TR, заключенного ООО "Фрутэк" с фирмой "ALI USLU TARIM HAYVANCILIK INSAAT EMLAK ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LTD.STI." (Турецкая Республика), общество на условиях поставки CFR-Туапсе (Инкотермс 2010) ввезло на единую таможенную территорию Таможенного союза товары (плодоовощную продукцию), оформленные по спорным ДТ, определив их таможенную стоимость по первому методу (по цене сделки с ввозимым товаром), представив в таможню пакет документов согласно описи к каждой ДТ (внешнеэкономический контракт и приложения, инвойсы, паспорт сделки, коносаменты, упаковочные листы и др.).
Общество по предложению таможни не представило дополнительно запрошенные документы, что послужило основанием для вывода таможни о документальной неподтвержденности заявленной обществом таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, и принятия решений о ее корректировке.
В целях ускорения завершения таможенного оформления товара (скоропортящаяся плодоовощная продукция) и исключения увеличения дополнительных расходов по хранению скоропортящегося товара, в соответствии с решениями и расчетами таможни общество откорректировало таможенную стоимость товара по третьему (по цене сделки с однородными товарами) и шестому (резервному) методам определения таможенной стоимости и уплатило 2 069 952 рубля 48 копеек дополнительно начисленных таможенных платежей.
Считая незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара, общество обратилось в таможню с заявлением от 24.10.2015 N 39/2013/Т о возврате 2 069 952 рублей 48 копеек излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ (поступило в таможню 30.10.2015).
В письме от 05.11.2015 N 20.4-04/24168 таможня сообщила обществу об оставлении заявления без рассмотрения ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания с общества таможенных платежей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 05.11.2015 N 20.4-04/24168 (по заявлению общества от 24.10.2015 N 39/2013/Т) отказа Краснодарской таможни в возврате 2 069 952 рублей 48 копеек излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ, и обязании таможни возвратить 2 069 952 рубля 48 копеек таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 по делу N А32-44719/2015, суд удовлетворил заявленные обществом требования.
27 мая 2016 года таможня возвратила обществу денежные средства в сумме 2 069 952 рублей 48 копеек, излишне взысканных по спорным ДТ.
Полагая, что на сумму возвращенных таможенных платежей таможня должна была начислить проценты в связи с нарушением срока их возврата, общество обратилось в таможню с заявлением от 12.12.2016 N 1 об уплате процентов.
Письмом от 10.01.2017 N 21.4-28/00192 таможня указала на отсутствие у общества права на начисление процентов, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требование общества о взыскании с таможни 399 461 рубля 23 копеек процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что в соответствии с нормами главы 18 Закона N 311-ФЗ при возврате излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Данная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
В силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Суды установили, что законность требований общества об уплате процентов подтверждена вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-44719/2015. Факт излишнего взыскания таможенных платежей по спорным ДТ и их последующий возврат таможней подтвержден материалами дела и не оспаривается таможенным органом.
Судебные инстанции проверили расчет подлежащих взысканию с таможенного органа процентов и установили, что за просрочку возврата таможенных платежей в пользу общества подлежат взысканию проценты: по ДТ 10309180/011113/0001288 - 41 775 рублей 46 копеек, по ДТ 10309180/061113/0001326 - 52 569 рублей 21 копейка, по ДТ 10309180/131113/0001394 - 63 155 рублей 26 копеек, по ДТ 10309180/161113/0001418 - 100 664 рубля 56 копеек, по ДТ 10309180/161113/0001419 - 78 961 рубль 90 копеек, по ДТ N 10309180/171113/0001422 - 62 334 рубля 84 копейки.
Учитывая установленные по данному делу обстоятельства, проверив расчет процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ, суды сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования о взыскании процентов. Правильность произведенного расчета процентов таможня не оспаривает.
Суды исследовали довод таможенного органа о пропуске обществом срока исковой давности на взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей и обоснованно отклонили его.
В данном случае, общество узнало о нарушении своего права на возвращение излишне уплаченных сумм таможенных платежей при вынесении таможней решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, незаконность которого установлена вступившим в законную силу решением суда по делу А32- 44719/2015.
Фактически суммы излишне уплаченных таможенных платежей возвращены обществу 27.05.2016. При этом обществу таможней не были начислены и уплачены проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, общество обратилось в суд с иском о взыскании процентов в марте 2017 года в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, который истекает в мае 2019 года.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А32-10304/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2018 г. N Ф08-54/18 по делу N А32-10304/2017