г. Краснодар |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А53-6776/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) - Атояна С.Р. (доверенность от 28.12.2017), третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области - Горичян О.К. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие истца - Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства транспорта Ростовской области и Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А53-6776/2017, установил следующее.
ГК "Российские автомобильные дороги" (далее - компания) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство транспорта) о принудительном изъятии земельного участка площадью 3912 кв. м с кадастровым номером 61:15:0010106:110, образованного из земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:38, для государственных нужд с предоставлением на расчетный счет министерства 1 166 316 рублей возмещения за изымаемый земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство имущественных и земельных отношений).
Решением от 06.06.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.10.2017, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок необходим для реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" и последующей эксплуатации участка федеральной автомобильной дороги. Компанией в полном объеме соблюдена процедура изъятия участка. Федеральное дорожное агентство в пределах своих полномочий приняло распоряжение от 10.02.2016 N 191-р об изъятии для нужд Российской Федерации, в том числе спорного земельного участка в целях реализации проекта реконструкции автомобильной дороги. Стоимость возмещения определена в соответствии с отчетом от 22.08.2016 N 3231/191-3/16. Возражений по размеру возмещения не заявлено, отчет не оспорен.
В кассационной жалобе министерство транспорта просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что вопреки положениям пунктов 2, 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) ни в тексте решения об изъятии, ни в тексте соглашения не содержится сведений о расположенной на изымаемом земельном участке автомобильной дороги. Размер возмещения определен без учета нахождения на участке недвижимого имущества - автомобильной дороги "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", находящейся в оперативном управлении министерства транспорта. Поскольку в распоряжении от 10.02.2016 N 191-р автомобильная дорога в качестве сооружения, изъятие которой не осуществляется, не названа, данная дорога подлежит изъятию одновременно с земельным участком. Решением суда спорный участок изымается у министерства транспорта, что прекращает право постоянного (бессрочного) пользования, однако не решает вопроса перехода права собственности на земельный участок от Ростовской области.
В кассационной жалобе министерство имущественных и земельных отношений просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что в распоряжении, уведомлении и соглашении об изъятии недвижимости для государственных нужд не указано на изъятие расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества - автомобильной дороги "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Ростовской области. Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. Распоряжение от 10.02.2016 N 191-р принято с нарушением норм Земельного кодекса и не может служить основанием для изъятия земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:110, в результате которого прекращается право постоянного (бессрочного) пользования министерства транспорта. Согласно отчету от 22.08.2016 N 3231/191-3/16, стоимость возмещения за изымаемый земельный участок определена в размере 1 166 316 рублей, однако в размер возмещения не включена рыночная стоимость прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на автомобильную дорогу. Суды не учли, что невозможно изъятие земельного участка из собственности субъекта Российской Федерации - Ростовской области в собственность Российской Федерации.
В судебном заседании представители министерства транспорта и министерства имущественных и земельных отношений поддержали доводы кассационных жалоб.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, компания осуществляет реализацию проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 892 - км 907, Ростовская область" на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 10.02.2016 N 191-р для обеспечения реконструкции объекта для нужд Российской Федерации подлежит изъятию, в том числе земельный участок площадью 3912 кв. м, подлежащий образованию из исходного земельного участка площадью 7291 кв. м с кадастровым номером 61:15:0010106:38, адрес (местоположение): Ростовская область, Каменский район, Глубокинское городское поселение, автомобильная дорога "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", км 0+0000 до км 0+340 (пункт 1 приложения к распоряжению от 10.02.2016 N 191-р; т. 1, л. д. 13 - 15).
Исходный земельный участок с кадастровым номером 61:15:0010106:38 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у министерства транспорта, правообладатель - Ростовская область (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 15.02.2017 N 61/001/950/2017-5365; т. 2, л. д. 1).
По обращению компании проведены кадастровые работы по формированию земельного участка площадью 3912 кв. м с кадастровым номером 61:15:0010106:110, адрес (местоположение): Ростовская область, Каменский район, Глубокинское городское поселение, автомобильная дорога "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", км 0+0000 до км 0+340, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - участок полосы отвода автомобильной дороги, образованного из земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:38 (т. 1, л. д. 24 - 28).
Компания направила министерству транспорта письмо от 19.02.2016 N 451-ОП, которым уведомила о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т. 1, л. д. 29, 30).
В письме от 19.02.2016 N 452-ОП компания предложила министерству транспорта представить документы для реализации процедуры изъятия недвижимости (т. 1, л. д. 31).
Письма от 19.02.2016 получены министерством транспорта, что подтверждается уведомлениями о вручении (т. 1, л. д. 32, 33).
14 октября 2016 года компания с сопроводительным письмом направила министерству транспорта для подписания соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:110 для государственных нужд (т. 1, л. д. 34 - 39).
В связи с тем, что министерство транспорта соглашение о выкупе изымаемого участка не подписало, компания обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) в Земельный кодекс введена глава VII.1, регламентирующая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса (в редакции Закона N 499-ФЗ) принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для прекращения, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 10.02.2016 N 191-р об изъятии для нужд Российской Федерации спорного земельного участка принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)"" и содержит ссылку на распоряжение Федерального дорожного агентства от 02.07.2015 N 1139-р об утверждении документации по планировке территории объекта (т. 1, л. д. 13 - 15).
Федеральное дорожное агентство является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (пункт 5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374).
Право компании участвовать в процедуре изъятия земельного участка, необходимого для реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон", следует из поручения Федерального дорожного агентства (т. 1, л. д. 13 - 15). Обращение по вопросам изъятия спорного земельного участка компания направляла в адрес министерства транспорта (т. 1, л. д. 32, 33).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили соблюдение компанией требований федерального законодательства, связанных с изъятием спорного участка, определили на основании отчета от 22.08.2016 N 3231/191-3/16 размер возмещения за изымаемый у министерства транспорта земельный участок с кадастровым номером 61:15:0010106:110, образованный из исходного земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:38 и правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод министерства транспорта о том, что изъятие спорного участка прекращает право постоянного (бессрочного) пользования ответчика, однако не решает вопроса перехода права собственности на земельный участок от Ростовской области, не принимается.
В силу пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок. Названная норма закрепляет возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности публично-правового образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в этой форме прекращения прав) осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок.
В рассматриваемом случае исковые требования направлены на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования министерства транспорта. Вопрос о переходе права собственности на земельный участок от Ростовской области в рамках настоящего дела предметом рассмотрения не являлся.
Доводы жалоб о том, что при изъятии земельного участка для федеральных нужд подлежит изъятию, в том числе объект недвижимости (автомобильная дорога "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров"), находящийся на спорном участке, отклоняется судом округа.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок компания изымает в целях реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон". В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 10.02.2016 N 191-р для обеспечения реконструкции объекта федерального значения подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, земельный участок площадью 3 912 кв. м, подлежащий образованию из исходного земельного участка площадью 7291 кв. м с кадастровым номером: 61:15:0010106:38 (пункт 1 приложения к распоряжению). Обусловленная федеральными нуждами необходимость изъятия предусматривает использование лишь части земельного участка с кадастровым номером: 61:15:0010106:38, являющейся полосой отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", в результате чего не последует ликвидация линейного объекта и его эксплуатация продолжится в иных технических характеристиках без перехода права собственности на объект, что допустимо по смыслу пункта 4 статьи 56.6 Земельного кодекса.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что изъятие указанной автомобильной дороги не предусматривалось, доказательства невозможности ее использования с учетом оставшейся площади земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:38 в деле отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 06.06.2017 и апелляционного постановления от 16.10.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А53-6776/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, спорный земельный участок компания изымает в целях реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон". В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 10.02.2016 N 191-р для обеспечения реконструкции объекта федерального значения подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, земельный участок площадью 3 912 кв. м, подлежащий образованию из исходного земельного участка площадью 7291 кв. м с кадастровым номером: 61:15:0010106:38 (пункт 1 приложения к распоряжению). Обусловленная федеральными нуждами необходимость изъятия предусматривает использование лишь части земельного участка с кадастровым номером: 61:15:0010106:38, являющейся полосой отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "пос. Глубокий - х. Гусев - х. Самбуров", в результате чего не последует ликвидация линейного объекта и его эксплуатация продолжится в иных технических характеристиках без перехода права собственности на объект, что допустимо по смыслу пункта 4 статьи 56.6 Земельного кодекса.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что изъятие указанной автомобильной дороги не предусматривалось, доказательства невозможности ее использования с учетом оставшейся площади земельного участка с кадастровым номером 61:15:0010106:38 в деле отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 06.06.2017 и апелляционного постановления от 16.10.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2018 г. N Ф08-11247/17 по делу N А53-6776/2017