г. Краснодар |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А53-20346/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы по аккредитации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (ИНН 6164311302, ОГРН 1136164000466) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Центр сертификации" (ИНН 6143050473, ОГРН 1026101930030) (направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 24093 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр сертификации" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2017 (судья Штыренко М.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-20346/2017, установил следующее.
Управление Федеральной службы по аккредитации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (далее - управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Центр сертификации" (далее - общество) к ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 16.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2017, требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса в виде взыскания 400 тысяч рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка проведения проверки и отсутствием оснований для признания его малозначительным и замены штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение управлением процедуры проведения проверки, выразившейся в том, что наличие общей доверенности на представление интересов общества без указания полномочий по участию в конкретном административном деле не является доказательством надлежащего извещения. Ссылается на наличие признаков малозначительности правонарушения. Указывает, что все методы на токсиколого-гигиенические показатели сводятся к одному общему знаменателю, и если уровень токсиколого-гигиенических показателей превышает установленное значение, то они выявятся при любом методе исследования.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по жалобе гражданки Железновой Е.В. управление провело внеплановую проверку соблюдения обществом как аккредитованным лицом требований действующего законодательства о техническом регулировании, в ходе которой установило нарушения Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326. Нарушения допущены при выдаче сертификата от 22.08.2016 N ТС RU C-CN.AИ14.A.08466 о соответствии партии продукции "Игрушки пластмассовые, для детей до 3-х лет, в том числе новорожденных, электромеханические, со звуковыми эффектами, в том числе с фиксацией на кроватки или коляски" требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 N 798 (далее - TP ТС 008/2011). Управление установило, что указанный сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" от 22.08.2016 N 70-20162208-1, не содержащего результаты исследований (испытаний) на токсиколого-гигиенические показатели, предусмотренные ТР ТС 008/2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом акта проверки от 30.06.2017 N ЮФО-вн/18-А-ВД и протокола об административном правонарушении от 11.07.2017 N 12/18-А-ВД по части 1 статьи 14.47 Кодекса.
Протокол с материалами проверки направлены административным органом в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 14.47 Кодекса нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 1 ТР ТС 008/2011 данный Технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
Пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 008/2011 установлено, что игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему Техническому регламенту Таможенного союза, а также другим Техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего Технического регламента Таможенного союза, а также другим Техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
Перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего Технического регламента (пункт 1 статьи 6 ТР ТС 008/2011).
Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации (пункт 2 статьи 6 ТР ТС 008/2011).
Сертификация проводится органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза по схемам сертификации 1с, 2с, 3с в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в Технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза.
Как указано в подпункте 4.2 пункта 4 статьи 6 ТР ТС 008/2011, при проведении сертификации игрушек (схемы 1с, 2с, 3с) орган по сертификации в том числе организует проведение испытаний образца (образцов) игрушки на соответствие требованиям стандартов из Перечня стандартов, указанных в подпункте 1.2 статьи 5 Технического регламента, и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний.
Соответствие игрушек Техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением требований гигиенической безопасности Технического регламента, указанных в приложении N 2 к ТР ТС 008/2011; требований безопасности Технического регламента (за исключением указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) непосредственно либо требований стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза (пункт 1 статьи 5 ТР ТС 008/2011).
Токсиколого-гигиенические показатели безопасности игрушек должны соответствовать требованиям, установленным в приложении N 2 к Техническому регламенту (подпункт 3.5 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 008/2011).
Игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не должны оказывать раздражающего действия на слизистые (пункт 5 приложения N 2 к ТР ТС 008/2011).
Игрушки не должны оказывать местное кожно-раздражающее действие или индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная среда), должен быть в пределах от 70 до 120% включительно, в воздушной среде - от 80 до 120% включительно.
Суд установил, что факт предназначения спорной продукции для детей до трех лет подтверждается представленными в материалы документами, что по существу общество не оспаривает.
Вместе с тем, сертификат соответствия от 22.08.2016 N ТС RU C-CN.AИ14.A.08466 выдан на основании протокола испытаний ООО "Гелиос" от 22.08.2016 N 70-20162208-1, не соответствующего пункту 5 Приложения к ТР ТС 008/2011, поскольку указанный протокол не содержит результаты исследований (испытаний) о наличии (отсутствии) раздражающего действия на слизистые. Данный документ содержит оценку индекса токсичности игрушек лишь в дистиллированной воде.
Следовательно, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности выдачи обществом сертификата соответствия от 22.08.2016 N ТС RU C-CN.AИ14.A.08466 в отсутствие проведения соответствующих испытаний по токсиколого-гигиеническому показателю безопасности игрушек, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 Кодекса.
Доводы общества о том, что все методы исследования на токсиколого-гигиенические показатели сводятся к одному общему знаменателю, что при превышении уровня токсиколого-гигиенических показателей установленных значений повлечет обязательное выявление при любом методе исследования, суд проверил и обоснованно отклонен как несостоятельный и не подтвержденный документально.
Законодателем не предусмотрен выбор альтернативного метода спорного исследования. Выдача сертификата соответствия на игрушки, предназначенные для детей до трех лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, предусматривает обязательное проведение лабораторных исследований двух токсиколого-гигиенических показателей в части определения неоказания раздражающего воздействия на слизистые и неоказание местного кожно-раздражающего воздействия.
Кроме того, в дальнейшем обществом принято решение от 20.04.2017 N 2669/1 о прекращении действия спорного сертификата (л. д. 3 т. 3).
Доводы общества о нарушении управлением порядка проведения проверки, выразившегося в том, что наличие общей доверенности на представление интересов общества без указания о полномочиях на участие в конкретном административном деле не является доказательством надлежащего извещения суд проверил и обоснованно отклонил.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что представитель общества по доверенности Крахмальцева О.С. 05.07.2017 лично получила уведомление о необходимости явки в управление 11.07.2017 в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении. На данном уведомлении также имеется входящая отметка общества (л. д. 48 т. 2).
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о надлежащем уведомлении общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Представитель с общей доверенностью имел право получить уведомление о составлении протокола.
В этом уведомлении управление разъяснило права и обязанности, установленные Кодексом, в том числе и порядок оформления полномочий представителя (защитника) общества (статьи 25.4, 25.5 Кодекса).
Протокол об административном правонарушении от 11.07.2017 N 12/18-А-ВД составлен в присутствии представителя общества Крахмальцевой О.С., действующей по доверенности от 16.01.2017, о чем имеется отметка в протоколе (л. д. 3 - 6 т. 2).
Согласно представленной в материалы дела доверенности от 16.01.2017, выданной законным представителем общества - директором Седовой Л.В., Крахмальцева О.С. вправе представлять интересы общества в отношениях с государственными и муниципальными организациями, участвовать в делах об административных правонарушениях, совершать все действия и формальности, связанные с выполнением поручения. Кроме того, доверенность выдана также с правом получения адресованных обществу документов и предоставления документов (л. д. 7 т. 2).
Исходя из этого, при наличии надлежащего уведомления юридического лица сама по себе явка представителя с общей доверенностью на составление протокола об административном правонарушении не является основанием для вывода о нарушении процедуры привлечения к ответственности.
Проверяя довод общества об ошибочности позиции судебных инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным, суд кассационной инстанции учитывает, что в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В каждом конкретном случае применение положений статей 3.4, 4.1, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
Суд не усмотрел исключительных обстоятельств для применения названых норм Кодекса, отметив, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере соблюдения установленных технических регламентов, направленных на защиту жизни и здоровья потребителей.
В данном случае общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в соблюдении требований технических регламентов, не соблюдение которых может создавать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - потребителей (детей).
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу
N А53-20346/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.