г. Краснодар |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А32-15910/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны России по Краснодарскому краю" (ИНН 2310163739, ОГРН 1122310005290) - Мамонтова А.А. (доверенность от 10.01.2018), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьего лица - Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны России по Краснодарскому краю" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2017 (судья Григорьева Ю.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А32-15910/2017, установил следующее.
ФГКУ "УВО ВНГ России по Краснодарскому краю" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения, литеры А, А1, а3, а6, а7 общей площадью 432,3 кв. м; литеры Б, Б 1, 6 общей площадью 82,5 кв. м; литера Г1 общей площадью 49,2 кв. м; литера Е, общей площадью 25 кв. м, литера Д, дизельная, общей площадью 8,1 кв. м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 132.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением от 17.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, владение спорными объектами правопредшественником истца осуществлялось непрерывно с 1977 года. Суд отклонил представленные истцом доказательства и не учел, что государственная регистрация ранее возникших прав не требовалась, право оперативного управления возникло в силу факта предоставления имущества.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, учреждение создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
Ранее истец имел наименование ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления МВД РФ по Краснодарскому краю".
В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации учреждение включено 05.04.2016 на основании Указа Президента Российской Федерации N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Согласно выпискам из ЕГРН от 19.04.2017 на основании решения Малого Совета Краснодарского крайсовета народных депутатов от 28.09.1992 N 338 муниципальное образование город Краснодар является правообладателем следующего недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Коммунаров, 132/Горького, 127:
- гараж (1969 год, литера Г1) с кадастровым номером 13:43:0303043:147 общей площадью 49,2 кв. м (запись регистрации права от 25.07.2013 N 23-23-01 /2535/2013-25);
- нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0303043:389 общей площадью 432,3 кв. м (запись регистрации права от 14.11.2016 N 23-23/001-23/001/856/2016-6974/1);
- нежилое помещение (1969 год, литера Е) с кадастровым номером 23:43:0303043:149 общей площадью 25,0 кв. м (запись регистрации права от 24.07.2013 N 23-23-01 /2531/2013-931);
- нежилое помещение (1917 год) литеры Б, Б1, 6, 61 с кадастровым номером 23:43:0303043:96 общей площадью 82,5 кв. м (запись регистрации права от 21.04.2011 N 23-23-01 /230/2011-250).
Полагая, что на спорное имущество возникло право собственности Российской Федерации и право оперативного управления учреждения, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований учреждения, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности, путем признания права.
Как верно указал суд первой инстанции, истцом заявлено требование о признании права государственной собственности и права оперативного управления.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.10.2001 "Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации" Главное управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации было признано подразделением, непосредственно подчиненным Министерству внутренних дел Российской Федерации, но с сохранением его самофинансирования.
На момент принятия Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 используемое вневедомственной охраной имущество не относилось к имуществу органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации. Право пользования таким имуществом было основано на обязательственно-правовом титуле. Следовательно, разграничения права государственной собственности в пользу Российской Федерации в отношении спорного имущества не произошло. Доказательств наделения истца вторичным вещно-правовым титулом не представлено, титул обозначен в качестве арендного. Приказом КУИ города Краснодара от 08.06.1995 N 408/2 спорные помещения о предоставлены отделу вневедомственной охраны Центрального округа в аренду.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, отсутствие ранее возникшего права федеральной собственности и ранее возникшего права оперативного управления истца на спорные объекты, суды пришли к выводу о том, что учреждение избрало ненадлежащий способ защиты и вправе претендовать на спорное имущество в ином, специально установленном законом порядке.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А32-15910/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.