г. Краснодар |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А63-8887/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашковой Н.Н. (доверенность от 12.01.2018), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2017 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А63-8887/2017, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным постановления от 24.05.2017 по делу N 25 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2017, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действия общества образуют состав правонарушения, порядок привлечения его к ответственности управлением соблюден; основания для применения статьи 2.9 Кодекса отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав правонарушения; суды необоснованно не применили статью 2.9 Кодекса или не заменили меру административного наказания на предупреждение.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в целях осуществления государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии провело осмотр сайта общества - http://www.mrsk-sk.ru/ и составило акт осмотра от 20.04.2017. В ходе мониторинга установлено, что информация, размещенная на сайте, не содержит сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты). Следовательно, в нарушение подпункта "б" пункта 4 (1) Стандартов общество нарушило сроки раскрытия информации.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2017 N 148 и вынесено постановление от 24.05.2017 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа. Общество, не согласившись с указанным постановлением управления, обратилось в арбитражный суд.
Статьей 9.15 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют, в том числе, противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков опубликования установленной Стандартами информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Суды установили, что общество является субъектом розничного рынка электрической энергии, следовательно, на него распространяются положения Стандартов.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации. В соответствии с пунктом 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В подпункте "а" пункта 11 Стандартов предусмотрено, что сетевая организация, помимо информации, предусмотренной пунктом 9 Стандартов, раскрывает информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов. В соответствии с пунктом 4 (1) Стандартов любые изменения раскрытой информации (за исключением информации, отчетным периодом раскрытия которой являются час или сутки, и информации, предоставляемой по письменным запросам потребителей (заинтересованных лиц)) подлежат опубликованию субъектами рынков электрической энергии с даты принятия соответствующего решения в течение следующего периода времени: а) в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней; б) в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, - в течение 5 рабочих дней.
Суды установили, что постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.03.2017 N 20/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2017 год" и постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.03.2017 N 20/2 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края в 2017 году и признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26.12.2016 N 51/7 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2017 год"", в ранее принятые тарифные решения были внесены изменения. Данные постановления РТК СК размещены на официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 31.03.2017. Следовательно, в течение 5 дней с даты принятия соответствующего решения общество обязано разместить указанную информацию, т.е. до 07.04.2017.
Вместе с тем на 12.04.2017 данная информация обществом не размещена на его сайте - www.mrsk-sk.ru. При этом суды отклонили как необоснованную ссылку общества на размещение информации на сайте филиала - www.stavre.elektra.ru. Доказательств опубликования изменений раскрытой информации в срок, указанный в подпункте "б" пункта 4 Стандартов, общество не представило. С учетом изложенного, заявитель правомерно привлечен к ответственности по статье 9.15. Кодекса.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено. Довод общества о замене меры наказания в виде административного штрафа на предупреждение исследован и обоснованно отклонен судами. Суды установили, что назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Управление учло все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и назначило административный штраф в пределах, установленных санкцией вменяемой статьи.
При этом суды не усмотрели оснований для того, чтобы признать совершенное правонарушение малозначительным. Абзацем четвертым пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.08.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А63-8887/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.