г. Краснодар |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А32-14372/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - Ермоленко Владимира Алексеевича - Кулинченко Е.С. (доверенность от 22.09.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Чепигинское" (ИНН 2327014333, ОГРН 1162363050486) - Листова С.А. (доверенность от 20.02.2017), в отсутствие третьих лиц: акционерного общества "Профессиональный регистрационный центр", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Ермоленко Владимира Алексеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2017 (судья Любченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-14372/2017, установил следующее.
Ермоленко В.А. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Лебяжье-Чепигинское" (далее - общество) о признании несостоявшейся реорганизации в форме преобразования ЗАО "Лебяжье-Чепигинское" в общество с ограниченной ответственностью, на основании решения общего собрания акционеров от 22.06.2016.
Решением от 08.09.2017, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к следующему, что при преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью все размещаемые акции общества подлежат обмену на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Судами не исследованы надлежащим образом обстоятельства дела. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью сформирован без учета номинальной стоимости акций акционеров, не принявших участие в голосовании или голосовавших против реорганизации. По аналогии закона необходимо применять пункты 3.3 статей 18 и 19 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Решение общего собрания акционеров от 22.06.2016 противоречит основам правопорядка и нравственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
МИ ФНС N 16 по Краснодарскому краю в отзыве на иск сослалось на то, что заявителем при регистрации преобразования соблюдены положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и представлен полный пакет документов, в связи с чем у инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации.
В судебном заседании представитель Ермоленко В.А. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Ермоленко В.А. являлся акционером ЗАО "Лебяжье-Чепигинское", владеющим 10 обыкновенными именными акциями общества номинальной стоимостью 1 тыс. рублей, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-58090-Р. Данные сведения подтверждаются выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг ЗАО "Лебяжье-Чепигинское".
22 июня 2016 года состоялось годовое общее собрание акционеров ЗАО "Лебяжье-Чепигинское", на котором по 7 вопросу повестки дня принято решение о реорганизации общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью. Решение принято 45 240 голосами, что составило 79,0246% от общего количества голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем годовом собрании (57 248 голосов).
В соответствии с пунктами 4 - 6 решения по 7 вопросу повестки дня собрания уставный капитал общества формируется из номинальной стоимости акций, принадлежащих акционерам реорганизуемого общества, путем их обмена на доли создаваемого общества, за исключением акций акционеров, не участвовавших в голосовании или голосовавших против принятия решения о реорганизации.
Установлен порядок обмена акций на доли участников общества: каждый акционер, голосовавший "за" по вопросу реорганизации, получает долю в создаваемом обществе номинальной стоимостью равной номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Участниками общества становятся акционеры, голосовавшие "за" принятие решения о реорганизации. Акционеры, голосовавшие "против" или не принимавшие участия в собрании, приобретают право требовать выкупа принадлежащих им акций.
01 ноября 2016 года ЗАО "Лебяжье-Чепигинское" реорганизовано путем преобразования в общество, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена регистрационная запись. В результате данной реорганизации истец и другие акционеры ЗАО "Лебяжье-Чепигинское", как полагает истец, во внесудебном порядке лишились имущества, в виде права собственности на принадлежащие им акции. Считая, что реорганизация ЗАО "Лебяжье-Чепигинское" проведена с нарушениями закона, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно пункту 1 статьи 60.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.
Данный перечень является исчерпывающим. Приведенные в данной норме основания для признания реорганизации корпорации несостоявшейся обуславливают круг обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу. То есть, при рассмотрении соответствующего требования суд должен установить, принималось ли участниками реорганизованной корпорации решение о реорганизации, а также достоверность представленных для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в целях государственной регистрации создания общества путем реорганизации из ЗАО "Лебяжье-Чепигинское", заявителем в МИ ФНС N 4 поданы следующие документы:
- уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003;
- выписка из протокола годового общего собрания акционеров ЗАО "Лебяжье-Чепигинское".
На основании представленного пакета документов, МИ ФНС N 4 вынесено решение от 14.07.2016 N 308А о государственной регистрации сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования ЗАО "Лебяжье-Чепигинское" в общество. В целях государственной регистрации создания общества при реорганизации из ЗАО "Лебяжье-Чепигинское", заявителем в МИ ФНС N 4 поданы следующие документы:
- заявление о создании юридического лица при реорганизации по форме N Р12001;
- устав юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины;
- доверенность от 08.06.2016;
- выписка из протокола годового общего собрания общества;
- протокол об итогах голосования на общем собрании акционеров.
На основании представленного пакета документов, МИ ФНС N 4 вынесено решение от 01.11.2016 N 505А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Суды, оценив представленные доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае не имеется предусмотренных законом условий для признания реорганизации общества несостоявшейся. Истец, не указал и не обосновал в каких, по его мнению, документах, содержатся заведомо недостоверные данные о реорганизации, в чем они выражаются и чем документально подтверждены.
Довод истца о необходимости признания решения общего собрания ничтожным по основаниям противоречия основам правопорядка и нравственности обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 85 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в качестве сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.
К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение объектов, ограниченных в гражданском обороте (соответствующие виды оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, и т. п.); сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг; сделки, нарушающие основы отношений между родителями и детьми.
Нарушение стороной сделки закона или иного правового акта само по себе не означает, что сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.
Для применения статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.
Доводы заявителя о том, что при реорганизации было допущено грубейшее злоупотребление правом, не основан на норме статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку сама по себе возможность реорганизации юридического лица, сопряженная с изменениями статуса участника общества, предусмотрена законом. Если акционер не согласен с решением общего собрания о порядке реализации имущественных прав, сопряженных с акциями, он вправе был обжаловать указанное решение.
Суд кассационной инстанции отмечает, что Ермоленко В.А. в рамках дела N А32-847/2017 обратился с иском к обществу с требованием признать недействительным решение общего собрания акционеров от 22.06.2016. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2017, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что оспариваемое истцом решение общего собрания акционеров от 22.06.2016 принято по вопросу, входившему в компетенцию общего собрания, при наличии кворума, за решение о реорганизации проголосовало 79% голосов от общего количества голосов лиц, имевших право на участие в общем годовом собрании, голосование истца, не могло повлиять на результаты принятого на общем собрании решения, на котором имелся кворум; нарушения законодательства об акционерных обществах при проведении собрания не допущены; доказательств причинения истцу убытков в результате принятия оспариваемого решения, материалы указанного дела не содержат. Кроме того Ермоленко В.А. пропустил трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный абзацем 2 пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А32-14372/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отмечает, что Ермоленко В.А. в рамках дела N А32-847/2017 обратился с иском к обществу с требованием признать недействительным решение общего собрания акционеров от 22.06.2016. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2017, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что оспариваемое истцом решение общего собрания акционеров от 22.06.2016 принято по вопросу, входившему в компетенцию общего собрания, при наличии кворума, за решение о реорганизации проголосовало 79% голосов от общего количества голосов лиц, имевших право на участие в общем годовом собрании, голосование истца, не могло повлиять на результаты принятого на общем собрании решения, на котором имелся кворум; нарушения законодательства об акционерных обществах при проведении собрания не допущены; доказательств причинения истцу убытков в результате принятия оспариваемого решения, материалы указанного дела не содержат. Кроме того Ермоленко В.А. пропустил трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный абзацем 2 пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 марта 2018 г. N Ф08-866/18 по делу N А32-14372/2017