г. Краснодар |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А01-1344/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) и заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н.,Соловьева М.В.) по делу N А01-1344/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - министерство) о взыскании 1 820 606 рублей 40 копеек убытков.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2017, исковое заявление администрации удовлетворено в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшение жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. Заявитель кассационной жалобы указывает, что действующее законодательство не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005. Порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем данной категории лиц не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации. Следовательно, обязанность по компенсации таких расходов в местный бюджет за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отсутствует.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением заседания комиссии по жилищным вопросам администрации гражданка, которая является инвалидом третьей группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для улучшения жилищных условий с 05.06.2014.
Решением Майкопского городского суда от 05.09.2014 по делу N 2-2705/2014 на администрацию возложена обязанность по предоставлению указанному лицу жилого помещения в пределах социальной нормы путем заключения с ним договора социального найма. Во исполнение решения суда администрация приобрела квартиру, общей площадью 51 кв. м. Указанное обстоятельство подтверждается соответствующими документами. В дальнейшем, администрация (наймодатель) и гражданка (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения от 14.10.2015 N 248, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Письмом от 29.03.2017 N 1071 администрация обратилась к министерству с просьбой выделить из республиканского бюджета средства на возмещение расходов, понесенных в связи с обеспечением жильем инвалидов.
Письмом от 10.04.2017 N 11/604 министерство сообщило, что обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после 01.01.2005, федеральным законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно, не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков, связанных с приобретением квартиры.
К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили положения статьи 7, подпунктов "в" и "з" статьи 71, часть 3 статьи 75, пункта "а" части 1 статьи 114, статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", учли разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении 10.10.2002 N 258-О, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовую позицию, высказанную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, и обоснованно признали расходным обязательством субъекта Российской Федерации затраты, понесенные администрацией и связанные с обеспечением жильем инвалида, вставшего на учет после 01.01.2005.
Суды правильно указали, что отсутствие установленного порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием для отказа в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Суды установили факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, констатировав отсутствие доказательств выделения денежных средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, верно руководствовались положениями статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и указали, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Документально выводы судов министерство не опровергло.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А01-1344/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.