г. Краснодар |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А53-16821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "ПромТяжМаш" - (ИНН 6154097160, ОГРН 1056154063382) - Кийковой Е.Н. (доверенность от 26.10.2017) и Семерникова А.Б. (доверенность от 21.02.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, третьего лица - администрации города Таганрога, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 (судья Пипник Т.Д.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-16821/2017, установил следующее.
АО "ПромТяжМаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в кадастровом учете и регистрации права на объект недвижимости - подземную кабельную линию 0,4 кВ внешнего электроснабжения цеха по производству металлоконструкций протяженностью 155 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0005284:25 по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 10-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Таганрога (далее - администрация).
Решением суда от 31.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2017, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о том, что управление не имело оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на подземную кабельную линию, указанный объект является сооружением вспомогательного использования по отношению к основному зданию, поэтому выдача разрешения на строительство не требовалась.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что по общему правилу кабельное сооружение относится к линейным объектам, на строительство которых в силу статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) требуется разрешение.
У регистрирующего органа отсутствовали документы для вывода о том, что спорный объект является вспомогательным по отношению к цеху по производству металлоконструкций.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители общества просили в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0005284:25, принадлежащем ему на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 05.07.2012 серии 61-АЗ N 101873), возвело цех по производству металлоконструкций на основании проектной документации, которой предусмотрено устройство подземной кабельной линии 0,4 кВ внешнего электроснабжения данного цеха.
Цех по производству металлоконструкций введен в эксплуатацию.
17 февраля 2017 года общество подало заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения - подземной кабельной линии 0,4 кВ внешнего электроснабжения цеха по производству металлоконструкций протяженностью 155 метров, созданной на земельном участке 61:58:0005284:25 по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское Шоссе, 10-п.
В целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявитель представил следующие документы: заявление о государственной регистрации права от 17.02.2017, технический план объекта, письмо от 19.09.2016 N 118/16 генерального проектировщика ООО "Ростовское ПКБ", содержащее указание на вспомогательный характер объекта, документ об уплате государственной пошлины, доверенность представителя заявителя.
Уведомлением от 21.02.2017 N 61-0-1-59/3409/2017-236 управление приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию.
Уведомлением от 25.05.2017 N 61/042/002/2017-1249 обществу отказано в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства, а именно: представленный технический план подготовлен на основании проектной документации, однако действующим законодательством предусмотрена выдача разрешения на строительство регистрируемого объекта недвижимости, следовательно, предусмотрена подготовка проектной документации и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию.
Полагая, что управление допустило незаконное уклонение от кадастрового учета и государственной регистрации права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что общество просило поставить на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права на подземную кабельную линию 0,4 кВ внешнего электроснабжения цеха протяженностью 155 метров.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в техническом плане, спорный объект состоит из одного подземного незамкнутого контура, является сооружением вспомогательного использования по отношению только к одному объекту - основному зданию - цеху по производству металлоконструкций с кадастровом номером 61:58:0005284:158; служит для внешнего электроснабжения цеха по производству металлоконструкций. Сооружение представляет собой линейное подземное сооружение протяженностью 155 м, состоящее из семи кабелей АВБбШв (4x240), объединенных в четыре кабельных ввода С1-С4 от РУ-0,4 кВ КТП985-6/0,4 кВ 1x1000 кВА, уложенных в траншею, начало сооружения - КТП985-6/0,4 кВ 1x1000 кВА, окончание сооружения - ввод в цех по производству металлоконструкций.
Линия присоединена к КТП-1000-6/0,4 кВ N 985 с трансформатором ТМГ11-1000/10-У1, которая принадлежит обществу и граничит с внешними электросетями Таганрогского района электрических сетей (РЭС) сети ОАО "МРС Юга" - филиал "Ростовэнерго".
Таким образом, кабельная линия располагается на земельном участке, принадлежащем обществу, соединяет принадлежащие обществу здание и КТП-1000-6/0,4 кВ N 985 с трансформатором ТМГ11-1000/10-У1.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды обоснованно пришли к выводу о том, что спорная кабельная линия имеет вспомогательное назначение. Из проектной документации следует, что строительство кабельной линии запланировано и осуществлено в связи со строительством цеха и необходимостью электроснабжения данного объекта. Кабельная линия является сетями инженерно-технического обеспечения цеха по производству металлоконструкций, строительство этой линии предусмотрено проектом, на основании которого выдавалось разрешение на строительство основного объекта. В подтверждение данных обстоятельств общество представило на регистрацию технический план объекта, письмо от 19.09.2016 N 118/16 генерального проектировщика ООО "Ростовское ПКБ", содержащее указание на вспомогательный характер объекта.
Кроме того, пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Пунктом 5 Перечня к таким объектам отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, прокладка кабельных линий электроснабжения 0,4 кВ может осуществляться без получения разрешения на строительство.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой установленных обстоятельств и конкретных доказательств, представленных в материалы дела и получивших надлежащую оценку. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А53-16821/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.