г. Краснодар |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А01-1556/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) и ответчика - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.09.2017 (судья Дивин И.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А01-1556/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - министерство) о возмещении 1788 тыс. рублей убытков, образовавшихся в связи с расходами на обеспечение жилым помещением семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Решением суда от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2017, исковые требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что действующее законодательство не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005. Порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, компенсация расходов на обеспечение жильем данной категории лиц за счет средств субъекта Российской Федерации не предусмотрена. Следовательно, обязанность по компенсации таких расходов в местный бюджет за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отсутствует.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Пасечникова М.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как имеющая в составе семьи ребенка-инвалида, и постановлена на учет в администрации с 12.07.2010.
Решением Майкопского городского суда от 26.02.2015 по делу N 2-838/2015 на администрацию возложена обязанность предоставить Пасечниковой М.А., действующей в интересах Пасечниковой В.А., вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв. м.
Во исполнение указанного судебного акта администрация приобрела квартиру общей площадью 52,3 кв. м, расположенную по адресу: г. Майкоп п. Западный ул. Юбилейная д. 25 кв. 95.
26 октября 2016 года администрация (наймодатель) и Пасечникова М.А. (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения N 356, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Администрация, ссылаясь на наличие расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов, в письме от 29.03.2017 N 1071, адресованном Главе Республики Адыгея, просила выделить денежные средства.
Письмом от 10.04.2017 N 11/604 министерство отказало в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что обеспечение инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, так как не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству о взыскании убытков.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) (статьи 14, 50), Жилищного кодекса (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судебные инстанции обоснованно указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьями 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
С учетом изложенного и статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице министерства, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Этот вывод суда согласуется с правовым подходом, сформированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, 11.07.2016 N 305-ЭС16-8808, 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, 04.12.2017 N 304-ЭС17-17657, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Суд также учел, что в 2016 - 2017 годах администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретением жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) в общем размере 65 408 899 рублей 94 копейки. Однако министерство сообщило об отсутствии правовых оснований предоставления указанных денежных средств.
Администрация, предоставив во исполнение судебного акта общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, тогда как орган государственной власти субъекта обязанность по компенсации понесенных администрацией расходов не выполнил.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А01-1556/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.