г. Краснодар |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А32-473/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от ответчика - автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (ИНН 2320172436, ОГРН 1092300000572) - Парфени А.В. (доверенность от 01.08.2017), в отсутствие истца - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2311079945, ОГРН 1052306435719) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ИНН 7801531172, ОГРН 1107847347750), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарского края и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-473/2017, установил следующее.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к АНО "Единая транспортная дирекция" (далее - дирекция) о взыскании 60 236 544 рублей ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения.
Определением от 16.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СтройИнвест".
Решением от 11.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2017, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.2016 N 46-р спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земли особо охраняемых природных территорий) в границах, указанных в кадастровым паспорте земельного участка. Материалами дела подтверждается, что воздействие на земли особо охраняемых природных территорий в связи со строительством временного объекта - перехватывающей парковки - являлось допустимым.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, в результате деятельности ответчика произведено перекрытие земельного участка бетоном, тем самым ухудшилось качественное состояние земли, производство сельскохозяйственной продукции на спорном земельном участке не представляется возможным. Дирекция в период аренды земельного участка не обеспечила воспроизводство плодородия земель, сохранение почв и их плодородия, участок использовался способом, наносящим вред окружающей среде. В соответствии с пунктом 1.5.7 договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 24.07.2014 N 24-07/14/194/14 (далее - договор аренды) всю ответственность за нарушение земельного законодательства по использованию земельного участка несет дирекция. В отношении дирекции имеются вступившие в законную силу постановления управления от 19.11.2015 N 27-25 (Ф)/397 и 27-25 (Ф)/399 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 и части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому вывод судов об отсутствии на стороне ответчика вины в уничтожении (порче) плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения неправомерен.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 11-12.11.2015 при проведении контрольно-надзорных мероприятий земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0101009:4 площадью 62 746,4 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в 710 м юго-восточнее пос. Ильич, управление установило, что в результате земляных работ по строительству объекта "Перехватывающая парковка порта "Кавказ"" произведено перекрытие данного участка твердым покрытием - бетоном.
Арендатором указанного земельного участка с 24.07.2014 по 24.06.2015 являлась дирекция на основании договора аренды.
Разрешение на снятие и вывоз плодородного слоя почвы дирекции не выдавалось.
Согласно проектной документации "Инженерно-геологические изыскания, технический отчет. Перехватывающая парковка порта "Кавказ"" на участке был плодородный слой почвы толщиной от 0,15 м до 0,2 м. В соответствии с актом приемки выполненных работ в сентябре - ноябре 2014 года на земельном участке проводились работы, связанные с нарушением поверхности почвы, изъятием и вывозом почвенного слоя с корнями растений.
Постановлениями управления от 19.11.2015 N 27-25 (Ф)/397 и 27-25 (Ф)/399 дирекция признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы) и частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры).
Управление рассчитало размер вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
В письме от 12.10.2016 N 04-09-18/6228 управление просило дирекцию возместить в добровольном порядке 60 236 544 рубля ущерба, причиненного почвам.
Поскольку дирекция в добровольном порядке не оплатила причиненный ущерб, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствие со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ). Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона N 7-ФЗ, в силу которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения.
Суды установили, что с 24.07.2014 по 24.06.2015 дирекция являлась арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды. Согласно пункту 1.3 договора земельный участок предоставляется арендатору в целях строительства и эксплуатации объекта "Перехватывающая парковка в районе порта "Кавказ" (у пос. Ильич) (автостоянка с размещением вспомогательных сооружений и обустройством зоны посадки/высадки пассажиров автобусов) для размещения 1800 легковых автомобилей". Пунктом 1.5.1 договора предусмотрено, что арендатор обязуется своими силами и за свой счет совершить все необходимые действия по переводу земельного участка из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и получить все необходимые документы, подтверждающие перевод земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения - для организации крестьянского хозяйства в категорию земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для размещения объектов дорожного сервиса.
Заключение договора обусловлено введением с 10.07.2014 на территории Краснодарского края режима чрезвычайной ситуации на основании решения комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности от 10.07.2014 N 764. Указанным решением главе муниципального образования Темрюкский район поручено выделить земельные участки для размещения площадок ожидания транспортных средств, следующих в Республику Крым через паромную переправу в морском порту "Кавказ", общей вместимостью 1800 машино-мест с учетом размещения необходимой инфраструктуры (билетные кассы, пункты питания, санузлы), а дирекции - обеспечить обустройство охраняемых площадок ожидания транспортных средств, следующих через Керченскую паромную переправу, твердым покрытием, искусственным освещением, работу пунктов питания, билетных касс и иной инфраструктуры.
Пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 18.07.2014 N ДК-П44-148пр, принятым во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N Пр-1445, Минтрансу России и дирекции поручено обеспечить создание перехватывающих парковок для легкового транспорта в районе порта "Кавказ" и порта "Керчь" в срок до 01.08.2014.
Протоколом комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения администрации Краснодарского края от 18.07.2014 N 5 утверждена схема организации дорожного движения с применением накопительных (перехватывающих) парковок, расположенных на подъезде к паромной переправе, предусматривающая границы размещения перехватывающей парковки перед постом ДПС.
Суды установили, что земельный участок переведен из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию - земли особо охраняемых природных территорий. Согласно заключению N 119 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации "Перехватывающая парковка в районе порта "Кавказ" (у пос. Ильич) (автостоянка с размещением вспомогательных сооружений и обустройством зоны посадки/высадки пассажиров автобусов) для размещения 1800 легковых автомобилей", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.05.2015 N 19-ЭК (далее - заключению N 119), представленные материалы соответствуют экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Краснодарского края, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и при выполнении мероприятий и изложенных в заключении государственной экологической экспертизы, намеченная деятельность окажет допустимое воздействие на окружающую природную среду и особо охраняемую природную территорию регионального значения (страница 45 заключения). В результате реализации проекта, учитывая размещение объекта на техногенно-нарушенной территории, ущерб естественным природным ландшафтам нанесен не будет. В то же время мероприятия, предусмотренные проектом, будут способствовать оздоровлению экологической ситуации в районе (страница 24 заключения).
Оценив названное заключение, суды сочли, что выводы государственной экологической экспертизы свидетельствуют об отсутствии вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения. Согласно письму главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.02.2016 N 01-80/16-02 со ссылкой на заключение N 119 допускается возможность использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101009:4 для размещения перехватывающей парковки.
Суды также установили, что в соответствии с протоколом совещания от 27.05.2015 под председательством и. о. руководителя Департамента транспорта Краснодарского края по вопросу перевода земельных участков, расположенных в районе пос. Ильич, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения определены мероприятия, необходимые для изменения категории земельного участка.
10 июня 2015 года ООО "СтройИнвест" и ООО "Кубаньинжсетьпроект" заключили договор на разработку проектной документации, необходимой для внесения изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района и последующего изменения категории земельного участка, на котором осуществлялось строительство перехватывающей упаковки.
Проектные работы завершены 30.07.2015, материалы переданы в Запорожское сельское поселение для продолжения работы.
Сопроводительным письмом от 06.08.2015 N ИТ-29/1214 дирекция направила Департаменту транспорта Краснодарского края и Департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края проект предложений по внесению изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района.
15 сентября 2015 года проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, по результатам которых возражения по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка в районе порта "Кавказ" (пос. Ильич) не высказаны. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Тамань" от 21-27.09.2015 N 38.
Решением Совета Запорожского сельского поселения Темрюкского района XXII сессия III созыва от 08.12.2015 N 87 внесены изменения в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
Администрация Запорожского сельского поселения Темрюкского района представила дирекции заключение о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования Запорожского сельского поселения Темрюкского района (письмо от 21.12.2015 N 02-28/2209).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.2016 N 46-р спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земли особо охраняемых природных территорий) в границах, указанных в кадастровым паспорте земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которая в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу N А32-473/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.