г. Краснодар |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А15-1748/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Даитбеговой Ашу Даитбеговны (ИНН 051302770024, ОГРНИП 314054428000010) - Юнусова Ю.А. (доверенность от 27.04.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691), третьего лица - Племенного хозяйства сельскохозяйственного производственного кооператива "Красный Октябрь" Казбековского района (ИНН 0513006632, ОГРН 1020500911144), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.М.) по делу N А15-1748/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Даитбегова А.Д. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство) от 18.01.2017 в формировании земельного участка площадью 80 га, предназначенного для выпаса скота, из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан, а также о возложении на уполномоченный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по формированию и предоставлению для выпаса скота испрашиваемого земельного участка площадью 80 га из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено племенное хозяйство сельскохозяйственный производственный кооператив "Красный Октябрь" Казбековского района (далее - кооператив).
Определением от 31.07.2017 в связи с завершением процедуры реорганизации суд произвел замену Комитета по управлению государственным имуществом Республики Дагестан его правопреемником - министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (л. д. 99 - 101).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, требования предпринимателя удовлетворены. Признан незаконным отказ министерства от 18.01.2017, выразившийся в незаконном отказе и уклонении от принятия мер по формированию испрашиваемого земельного участка площадью 80 га для выпаса скота из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия мер по формированию и предоставлению земельного участка площадью 80 га для выпаса скота из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе. Суды пришли к выводу о том, что у министерства отсутствовали основания для отказа в формировании земельного участка по заявлению предпринимателя. При этом суды указали, что в отношении принадлежащего на праве собственности Республике Дагестан земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001 не зарегистрированы существующие ограничения (обременения), в том числе право постоянного (бессрочного) пользования. Суд апелляционной инстанции произвел процессуальную замену министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что формирование и предоставление испрашиваемого земельного участка возможно после выполнения всех установленных мероприятий по предоставлению земельного участка, в том числе после подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории с соблюдением требований, установленных пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Кроме того, в министерство поступило заявление правления кооператива о том, что согласия на прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении части принадлежащего ему участка названное лицо не давало.
В отзывах кооператив (в лице председателя) и предприниматель указали на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель предпринимателя полагал, что решение и постановление апелляционного суда соответствуют представленным в дело доказательствам и не противоречат нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 916,6 га (кадастровый номер 05:11:000047:1), расположенный по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, хозяйство "Красный Октябрь", участок Чиркейские горы, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Республике Дагестан, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2007 серии 05-АА N 084965 (л. д. 96).
В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 07.10.2014 в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Даитбегова А.Д., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (л. д. 11).
Предприниматель 22.12.2016 обратилась в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет) с заявлением о предоставлении в аренду для выпаса скота части участка площадью 80 га из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001. К заявлению прилагались копии протокола общего собрания СПК "Красный Октябрь", схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя (л. д. 15).
В письме от 18.01.2017 комитет указал, что представленная схема подготовлена с нарушением требований, установленных пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса, а также сослался на отсутствие документов, необходимых для реализации отказа кооператива в отношении части испрашиваемого участка (л. д. 16, 17).
На повторное обращение предпринимателя министерство указало, что данный вопрос ранее рассмотрен, соответствующий ответ приведен в письме комитета от 18.01.2017 (л. д. 18 - 23).
Предприниматель, указывая, что отказ министерства не соответствует закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления:
- крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса.
Поскольку испрашиваемый предпринимателем участок не сформирован, при рассмотрении заявленный требований суд должен был проверить наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 рассматриваемого Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является установление факта предоставления этого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса.
Судебные инстанции, признавая незаконным оспариваемый отказ министерства, сослались на пояснения представителя кооператива, который отрицал факт наличия у последнего права постоянного (бессрочного) пользования в отношении участка, из которого предполагалось образовать испрашиваемый участок. В то же время обстоятельства наличия или отсутствия права не могут устанавливаться на основании пояснений лиц, участвующих в деле. Земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 916,6 га (кадастровый номер 05:11:000047:1), расположенный по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, хозяйство "Красный Октябрь", Чиркейские горы, поставлен на государственный кадастровый учет. Документы о формировании и предоставлении данного участка суд не истребовал и не исследовал, что не соответствует положениям части 2 статьи 65 и части 5 статьи 66 Кодекса. При этом к заявлению предпринимателя прилагался протокол от 12.06.2012 N 10 общего собрания членов кооператива, в котором (как указывает заявитель) содержался отказ от права в отношении части исходного земельного участка (л. д. 15). Содержание названного документа суды не исследовали, обстоятельства, связанные с реализацией правил статьи 53 Земельного кодекса, не установили.
Судебные инстанции, сославшись на отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) в отношении спорного земельного участка, не приняли во внимание отсутствие в деле актуальной выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также правила пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах решение от 29.08.2017 и апелляционное постановление от 29.11.2017 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 3 статьи 15, статья 71, пункты 2, 3 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271, пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Кодекса).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку всем доводам министерства о наличии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, после чего разрешить возникший спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А15-1748/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.