г. Краснодар |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А53-1930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "БаренцТрансСервис" (ИНН 2983007518, ОГРН 1118383000340), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южная сырьевая компания" (ИНН 6141024037, ОГРН 1056141012476), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная сырьевая компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А53-1930/2017 (судьи Ванин В.В., Маштакова Е.А., Чотчаев Б.Т.), установил следующее.
ООО "БаренцТрансСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Южная Сырьевая Компания" (далее - компания) о взыскании 1 360 500 рублей платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), 49 656 рублей 53 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 12.12.2016 по 24.04.2017 и процентов по день фактического исполнения обязательства (уточненные требования).
Решением от 12.07.2017 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 решение изменено. С компании в пользу общества взыскано 1 191 343 рубля платы за простой судна в течение контрсталийного времени, 59 987 рублей 93 копеек процентов с 28.12.2016 по 05.07.2017 и проценты, начисленные на сумму 1 191 343 рубля с 06.07.2017 по день уплаты долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды. В остальной части в иске отказано. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и отказать в иске в указанной части. Заявитель ссылается на то, что истец взыскивает плату за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), который по своей правовой природе не является ни фрахтом (платой, вознаграждением) по договору морской перевозки, ни возмещением убытков, поэтому начисление процентов является незаконным. Взыскание демереджа является мерой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору морской перевозки. Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" следует, что в состав ответственности за невыполнение обязательств по договору морской перевозки груза включается, в том числе обязанность оплатить демередж. Проценты за пользование чужими денежными средствами, установленные статьей 413 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), по своей правовой природе являются санкцией за ненадлежащее исполнение обязательств и просрочку оплаты денежных средства и алогичны процентам, предусмотренным статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Демередж сам по себе является санкцией за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе и при нарушении сроков оплаты денежных средств). Применение одновременно двух мер гражданско-правовой ответственности за одно и тоже правонарушение гражданским законодательством не предусмотрено.
В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность постановления.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 в судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 20.02.2018.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.10.2016 общество (перевозчик) и компания (фрахтователь) заключили договор фрахтования теплохода "Колгуев".
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 115 КТМ РФ договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).
Спорные правоотношения возникли в связи с перевозкой пшеницы 2844,325 мт. Согласно нотису о готовности теплоход "Колгуев" прибыл на рейд порта Кавказ в 16 часов 10 минут 03.11.2016, ошвартован и с 16 часов 10 минут 03.11.2016 готов к выгрузке спорного груза. Согласно таймшиту выгрузка завершена в 09 часов 10 минут 18.11.2016, что ответчиком не оспаривается.
Истец заявил основанное на статье 132 КТМ РФ требование о взыскании платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж) в порту выгрузки (порт Кавказ) с 04 часов 10 минут 10.11.2016 по 09 часов 10 минут 18.11.2016 (за вычетом периода времени с 08 часов 00 минут по 13 часов 10 минут 17.11.2016) в размере 1 360 500 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.
По смыслу статьи 132 КТМ РФ размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
В силу условий спорного договора течение сталийного времени в порту выгрузки начинается в порту выгрузки согласно правилу 8/14 часов после правильно поданного нотиса о готовности судна в порту выгрузки. Счет сталийного времени прекращается после окончания выгрузки. Норма выгрузки: 1000 мт в погожий рабочий день 24 последовательных часов, исключая выходные и праздничные дни.
В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время (пункт 3 статьи 130 КТМ РФ). Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени (пункт 2 статьи 131 КТМ РФ).
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства и изменяя решение, установил, что продолжительность контрсталийного времени с 04 часов 10 минут 10.11.2016 до 09 часов 10 минут 18.11.2016 (за вычетом периода с 06 часов 45 минут по 13 часов 10 минут 17.11.2016) составляет 07 суток 22 часа 35 минут. Размер демереджа за указанные период времени по определенной договором ставке (150 тыс. рублей без НДС в сутки либо пропорционально за часть суток соответственно) составляет 1 191 343 рубля 75 копеек.
В указанной части постановление не обжалуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 413 КТМ РФ при удовлетворении требований, вытекающих из предусмотренных КТМ РФ отношений, на выплачиваемую сумму начисляются проценты в размере учетной ставки банковского процента, существующего в месте жительства кредитора, или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения. Проценты начисляются со дня предъявления в письменной форме требования уплаты соответствующей суммы по день ее уплаты (пункт 2 указанной статьи).
Апелляционный суд установил, что требование истца об уплате 1 324 500 рублей демереджа предъявлено ответчику в претензии от 12.12.2016 N 543, которая получена компанией 28.12.2016 (т. 1, л. д. 20). Решение суда принято 05.07.2017 (оглашена резолютивная часть). С учетом действовавших в соответствующие периоды ключевых ставок размер процентов, начисленных на сумму демереджа в размере (1 191 343 рублей 75 копеек, с 28.12.2016 по 05.07.2017 составил 59 987 рублей 93 копейки.
В кассационной жалобе расчет ответчиком не оспорен.
Довод ответчика о том, что демередж сам по себе является санкцией за ненадлежащее исполнение обязательств, поэтому начисление процентов является незаконным, основан на неверном понимании норм права.
Исходя из буквального содержания статьи 132 КТМ РФ демередж является платой.
Пропуск сталийного времени не является правонарушением. Время ожидания судна под погрузкой делится на основное (сталийное, статья 130 КТМ РФ) и дополнительное (контрсталийное, статья 131 КТМ РФ). За ожидание судна под погрузкой в сталийное время плата не взимается, а в контрсталийное - взимается. Если считать, что нарушение сталийного времени по вине фрахтователя - это нарушение обязательства, то это бы означало для перевозчика возможность одностороннего расторжения договора морской перевозки ввиду просрочки должника (пункт 2 статьи 405 Кодекса). Однако статья 134 КТМ предоставляет право перевозчику отправить судно только после истечения контрсталийного времени. Обязательство загрузить судно в определенный срок может быть возложено соглашением сторон как на перевозчика, так и на фрахтователя. Если это обязанность фрахтователя и он ее нарушил, то за неисполнение этой обязанности он будет нести ответственность (взыскание убытков, неустойки). Демередж не обеспечивает исполнение этого обязательства. Демередж - это не плата за нарушение срока загрузки, установленного соглашением сторон, а плата за ожидание судна под погрузкой в контрсталийное время. Таким образом, демередж -это обязательство, а не мера гражданско-правовой ответственности.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения постановления в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А53-1930/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пропуск сталийного времени не является правонарушением. Время ожидания судна под погрузкой делится на основное (сталийное, статья 130 КТМ РФ) и дополнительное (контрсталийное, статья 131 КТМ РФ). За ожидание судна под погрузкой в сталийное время плата не взимается, а в контрсталийное - взимается. Если считать, что нарушение сталийного времени по вине фрахтователя - это нарушение обязательства, то это бы означало для перевозчика возможность одностороннего расторжения договора морской перевозки ввиду просрочки должника (пункт 2 статьи 405 Кодекса). Однако статья 134 КТМ предоставляет право перевозчику отправить судно только после истечения контрсталийного времени. Обязательство загрузить судно в определенный срок может быть возложено соглашением сторон как на перевозчика, так и на фрахтователя. Если это обязанность фрахтователя и он ее нарушил, то за неисполнение этой обязанности он будет нести ответственность (взыскание убытков, неустойки). Демередж не обеспечивает исполнение этого обязательства. Демередж - это не плата за нарушение срока загрузки, установленного соглашением сторон, а плата за ожидание судна под погрузкой в контрсталийное время. Таким образом, демередж -это обязательство, а не мера гражданско-правовой ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф08-10978/17 по делу N А53-1930/2017