г. Краснодар |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А53-13385/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Тачановой М.Н. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2017 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-13385/2017, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 14.04.2017 N 1127 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 29.э08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы законностью, обоснованностью и исполнимостью оспариваемого предписания инспекции, поскольку возложение на общество обязанности по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованием пунктов 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и ежемесячного осуществления начислений за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 354 всем собственникам помещений многоквартирного дома, включая тех, кто не потребляет услугу по отоплению жилых помещений из-за отключения от центральной системы отопления дома, соответствует требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что суды не учли, что обязанность по начислению платы за отопление в полном объеме по квартирам, оборудованных индивидуальным прибором отопления, законодательно не закреплена; оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Суды не учли, что общедомовое имущество не участвует в формуле расчета платы за отопление и безосновательно истолковали норму пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в качестве императивной. Судебные инстанции не учли наличие противоречивой судебной практики, в том числе относительно судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Ботаническая, д. 15, кв. 45, г. Гуково Ростовской области, по вопросу расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, инспекция на основании распоряжения от 20.03.2017 N 2346 провела внеплановую документарную проверку общества, по итогам которой составила акт проверки от 14.04.2017 N 2346, согласно которому общество в нарушение жилищного законодательства не производило начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующих индивидуальные квартирные источники отопления.
В связи с выявленным нарушением действующего законодательства надзорный орган выдал обществу предписание от 14.04.2017 N 1127, которым обществу предписано производить расчет размера платы за отопление в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 354, в том числе и для квартир с индивидуальным отоплением.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пропорционально площади каждого помещения).
Правила N 354 утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Частью 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и не противоречит части 1 статьи 13 Закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Кроме того, норма части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Суды установили, что в соответствии с решением, принятым по вопросу N 2 повестки дня, оформленным протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ботаническая, д. 15, г. Гуково Ростовской области от 14.03.2015, собственники помещений указанного многоквартирного дома приняли решение о сохранении прямого порядка предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями собственникам помещений и расчетов за коммунальные услуги, действовавших до принятия собственниками решения об изменении способа управления.
При этом лицом, осуществляющим предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению, а также соблюдение порядка расчета за предоставление коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Ботаническая, д. 15, г. Гуково Ростовской области, является АО "Донэнерго - Тепловые сети" Гуковского района тепловых сетей.
Установив, что расчет размера платы за предоставленную услугу по отоплению осуществлялся обществом исходя из площади многоквартирного дома (совокупности площадей жилых, нежилых помещений и мест общего пользования), а проверка инспекцией проведена в отношении общества, как организации, предоставляющей коммунальную услугу в многоквартирный дом, а не в конкретную квартиру в спорном доме, суды сделали обоснованный вывод о законности и обоснованности оспариваемого предписания инспекции.
Суды обоснованно указали, что тот факт, что некоторые жилые помещения спорного многоквартирного дома переведены на индивидуальную (поквартирную) систему автономного отопления до принятия Закона N 190-ФЗ, не может являться основанием для изменения существующего порядка определения размера платы граждан за отопление, поскольку иное не установлено законом.
Доводы общества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в нем не отражен конкретный перечень жилых и нежилых помещений, по которым необходимо произвести перерасчет, был предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанции, и получил надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не принял довод общества со ссылкой на судебную практику по другим делам, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела суды исходили из конкретных обстоятельств данного дела.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А53-13385/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.