г. Краснодар |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А32-9203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Медведева Р.А. (доверенность от 06.02.2018 N 08.1-24/28710), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутэк" (ИНН 2320204303, ОГРН 1122366012207), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-9203/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фрутэк" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным бездействия, выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления общества о выплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей; об обязании таможни выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по ДТ N N10309180/010513/0000531, N 10309180/080513/0000566, N 10309180/100513/0000581, N 10309180/040114/0000011, N 10309180/090114/0000035, N 10309180/150114/0000063, N 10309180/150114/0000064, N 10309180/230114/0000110, N 10309180/280114/0000140, N 10309180/209114/0000144 в размере 1 015 994 рублей 35 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 03.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2017, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для возврата таможней обществу спорной суммы.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. При этом таможня указывает на отсутствие правовых оснований для возврата обществу спорной суммы процентов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенного обществом с компанией "GOLDEN TARIM URUN. NAK. AMBALAJLAMA VE DIS. TICARET LTD. STI.", Республика Турция, контракта от 06.08.2012 N 01/2012 в 2013 - 2014 годах на таможенную территорию Таможенного союза на условиях CFR-Туапсе ввезена плодоовощная продукция (далее - товар).
Товар оформлен обществом по декларациям на товары N 10309180/010513/0000531, N 10309180/080513/0000566, N 10309180/100513/0000581, N 10309180/040114/0000011, N 10309180/090114/0000035, N 10309180/150114/0000063, N 10309180/150114/0000064, N 10309180/230114/0000110, N 10309180/280114/0000140, N 10309180/290114/0000144 (далее - спорные ДТ). Таможенная стоимость товаров определена заявителем по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило в таможню пакет необходимых документов.
В ходе таможенного оформления таможня не приняла заявленную таможенную стоимость товара, приняла решения о проведении дополнительных проверок и запросила у общества иные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара.
Запрошенные документы заявителем таможенному органу не предоставлены, на основании чего таможня сделала вывод о неподтверждении заявленной таможенной стоимости товаров и приняла решения о ее корректировке.
В соответствии с решениями и расчетами таможни дополнительная сумма таможенных платежей составила 4 776 175 рублей 63 копейки.
Общество, полагая, что указанные платежи являются излишне уплаченными (взысканными), обратилось в таможню с заявлениями от 15.12.2015 N 50/2013/T и от 21.12.2015 N 56/2014/T об их возврате.
Письмами от 23.12.2015 N 20.4-04/28265 и от 29.12.2015 N 20.4-04/28764 таможня оставила данные заявления без рассмотрения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к таможне о признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по спорным ДТ. Делу присвоен номер N А32-2438/2016.
Вступившими в законную силу судебными актами, вынесенными по указанному делу, заявленные обществом требования удовлетворены.
Общество, полагая, что таможня обязана уплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, обратилось в таможню с соответствующим заявлением.
Указанное заявление оставлено таможней без рассмотрения.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс), действовавшего в спорный период, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как правомерно указали суды, из толкования указанных норм права следует, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и, указав, что законность требований общества об уплате спорной суммы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-2438/2016 и излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи возвращены заявителю с нарушением установленного действующим законодательством срока, обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование.
Довод таможни о том, что на дату обращения с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество пропустило срок, установленный статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ, изучен судами и правомерно отклонен как необоснованный на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Из анализа пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать об уплате денежных средств или о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В данном случае требования общества о взыскании суммы процентов подлежат рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой и продолжительности срока исковой давности в три года, а также с исчислением срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В данном случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что, с учетом даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-2438/2016, трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании спорной суммы процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на момент обращения в арбитражный суд обществом не пропущен.
Указанный заявителем период просрочки возврата денежных средств таможня документально не опровергла. Расчет процентов проверен судами, арифметически и методологически произведен верно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по делу N А32-9203/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.