г. Краснодар |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А32-33213/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шашковой Ю.С. (доверенность от 19.01.2018), в отсутствие в судебном заседании ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Сакунет констракшн" (ИНН 2315173138, ОГРН 1122315001577), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2017 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2017 (судьи Мисник Н.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-33213/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Сакунет констракшн" (далее - общество) о взыскании 979 993 рублей субсидии в доход краевого бюджета.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2017, с общества в пользу департамента взыскано 632 394 рубля субсидии. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 15 647 рублей 88 копеек государственной пошлины.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении иска мотивированы тем, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) направлена по целевому назначению.
Не установлены обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии, а также выдачи субсидии лицу, не имеющему права на ее получение. При доказанности целевого использования субсидии нарушение обществом срока представления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении иска, принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на наличие у Краснодарского края полномочия устанавливать условия предоставления субсидии. В рамках настоящего спора департамент ссылался не только на нарушение обществом условия предоставления субсидии, но и на неисполнение им договорных обязательств. Заключение договора субсидирования перевело возникшие правоотношения в гражданско-правовые, их неисполнение влечет гражданско-правовую ответственность. Нормы бюджетного законодательства применению к отношениям сторон не подлежат. Субсидия, предоставленная обществу, возмещает из краевого бюджета часть фактически понесенных затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды, то есть носит компенсационный, а не целевой характер. В рамках рассматриваемого спора департамент привлекает общество к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений сторон. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение условий договора субсидирования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя департамента, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в сентябре 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме), регламентированным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Порядок субсидирования), и предоставило документы по договорам финансовой аренды (лизинга).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Общество прошло указанный отбор.
Департамент заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 25/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
979 993 рубля субсидии перечислены обществу 30.12.2014 (платежное поручение от 24.12.2014 N 7466).
Согласно расчетам субсидирования, субсидия распределялась по договорам лизинга следующим образом: по договору от 19.05.2014 N КРР-1417-14А - 213 091 рубль, 25.07.2014 N 5201-2014-ГА-КР - 632 394 рубля, 19.05.2014 N КРР-1401-14А - 134 508 рублей.
Факт непредставления обществом в установленный срок информационного письма (отчетных документов) по договорам финансовой аренды (лизинга) послужил основанием для направления департаментом обществу уведомления от 12.05.2017 N 333-2947/17-03.03-12.05.17 о необходимости возврата субсидии (л. д. 43, 44 т. 1).
Общество письмом от 26.05.2017 N 23 представило в департамент имеющиеся документы (л. д. 46 т. 1).
Департамент не обжалует судебные акты в части удовлетворения заявленных исковых требований (632 394 рубля субсидий), на что указывает в кассационной жалобе, соответственно, в силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты в этой части проверке судом кассационной инстанции не подлежат.
Отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой департаментом части, судебные инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), обоснованно исходили из отсутствия оснований для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Судебные инстанции учли, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167, подпунктам 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в данном подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем (пункт 1.2 приказа N 167).
Субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии) (пункт 1.3 приказа N 167).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167).
Отчетная документация, указанная в пункте 1, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте (пункт 1.5 приказа N 167).
Аналогичные сведения содержатся и в пунктах 4.3 4.4, 4.6, 4.7 договора от 23.12.2014 N 25/14С.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что договоры финансовой аренды (лизинга) от 19.05.2014 N КРР-1417-14А и КРР-1401-14А исполнены в полном объеме, вся сумма договоров выплачена полностью, что подтверждается договорами купли-продажи имущества от 02.05.2017 N КРР-1417-17ДВ, КРР-1401-17ДВ, актами приема-передачи имущества от 02.05.2017; договором купли-продажи оборудования от 28.08.2014 N КП-2014/358-1 с приложениями и иными документами, свидетельствующими о переходе права собственности на предмет лизинга к обществу.
Таким образом, общество представило документальные доказательства, подтверждающие целевое расходование спорной субсидии по договорам финансовой аренды (лизинга), подтверждающие переход права собственности на оборудование. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также выдачи лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
Суд отметил, что 26.05.2017 общество представило в департамент необходимую отчетную документацию.
Судебные инстанции учли, что требования департамента о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954, 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
Суд также правомерно учел, что незначительное нарушение обществом срока предоставления отчетности само по себе не является безусловным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Общество представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договорам финансовой аренды (лизинга).
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали департаменту в удовлетворении исковых требований о возврате в краевой бюджет 347 599 рублей субсидии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2017 по делу N А32-33213/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.