г. Краснодар |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А32-43768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства N 25" (ИНН 7702793473, ОГРН 1127746532803) - Кузьминой М.С. (доверенность от 09.01.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации г. Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Жудика А.Ю. (доверенность от 14.12.2017), третьего лица - Агаповой Ольги Викторовны - Лебедевой М.Н. (доверенность от 27.03.2017), в отсутствие третьих лиц: Панасенко Галины Ивановны, Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства N 25" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-43768/2016, установил следующее.
ООО "Управление капитального строительства N 25" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Сочи (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства в продлении действия разрешения на строительство от 30.04.2015 N RU 23309-493, изложенный в письме от 27.10.2016 N 21-01-17/27525;
- возложить на администрацию обязанность продлить срок действия разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203021:0001, расположенном по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Новоселов, д. 5-а, сроком на 19 месяцев, исчисляемый с момента фактического продления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Панасенко Г.И., Агапова О.В. и Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.
Решением от 26.06.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что по смыслу пункта 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) с заявлением о продлении разрешения на строительство застройщик должен обратиться не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. При этом в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Материалы дела не подтверждают, что объект (многоквартирный жилой дом) возводится застройщиком. Ввиду отсутствия в деле доказательств начала строительства жилого дома в установленные разрешением сроки (с учетом неоднократного продления), основания для продления срока действия разрешения от 30.04.2015 N RU 23309-493 отсутствуют. Кроме того, строительство объекта фактически предполагается вне зоны выделенного земельного участка. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 20.01.2017 по делу N 2-421/17 признаны незаконными действия общества, выразившиеся в нарушении требований градостроительного законодательства при получении положительного заключения строительной экспертизы.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что выполнение строительных работ подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 по делу N А32-5291/2013, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2015, а также консультацией специалиста от 09.11.2017 N ЭЗ-2/1017. Изменение проекта строительства не является основанием для получения нового разрешения на строительство, если данное обстоятельство не вызвано желанием самого застройщика; в данном случае изменение проекта строительства вызвано объективными причинами - обязанностью исполнить решение Центрального районного суда г. Сочи от 20.01.2017 по делу N 2-421/17, которым признаны незаконными действия общества, выразившиеся в нарушении требований градостроительного законодательства при получении положительного заключения строительной экспертизы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель администрации возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов. Представитель Агаповой О.В. изложил позицию по делу.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администраций от 29.01.1993 N 74/4 строительно-арендному предприятию N 29 в постоянное пользование отведен земельный участок площадью 0,11 га, фактически занимаемый зданием аппарата управления по ул. Новоселов, 5-а в Центральном районе г. Сочи.
В соответствии с постановлением главы администрации от 01.04.1993 N 248/4 строительно-арендному предприятию N 29 выдан государственный акт на право пользования землей серии КК-2 N 426000333, площадь отвода - 0,10 га.
18 января 2005 года правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203021:0001 стал субъект Российской Федерации - Краснодарский край.
30 сентября 2005 года ООО "Строитель-29" и ООО "Юг-Сибирь" заключили договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды спорного земельного участка.
Согласно договору от 11.04.2006, заключенному ООО "Юг-Сибирь" и ООО "Независимая девелоперская компания", права и обязанности по договору аренды на земельный участок площадью 954 кв. м с кадастровым номером 23:49:0203021:0001, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Новоселов, 5-а, переданы ООО "Независимая девелоперская компания" сроком до 01.01.2050.
ООО "Независимая девелоперская компания" обратилось в администрацию по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203021:0001 с "размещение и эксплуатация здания аппарата управления" на "размещение многоквартирного жилого дома".
Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории г. Сочи как горноклиматического курорта 24.10.2006 проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного участка, по результатам которых подготовлены рекомендации на имя главы г. Сочи от 11.06.2007 N 13/3-4 о возможности принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
14 мая 2008 года ООО "Независимая девелоперская компания" выдано разрешение N RU 23309-493 на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203021:0001, сроком действия до 14.12.2009.
Срок действия разрешения на строительство впоследствии продлен заместителем главы г. Сочи до 12.03.2012.
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 по делу N А32-5291/2013 срок действия разрешения на строительство N RU 23309-493 продлен администрацией до 30.11.2016.
С 01.07.2015 в связи с переходом прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 31.01.2001 застройщиком объекта является общество.
22 сентября 2016 года общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.
Письмом от 27.10.2016 N 21-01-17/27525 администрация в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства отказала заявителю в продлении срока действия разрешения на строительство от 30.04.2015 N RU 23309-493. Отказ мотивирован отсутствием доказательств начала строительных работ.
Общество, полагая, что отказ администрации в продлении разрешения на строительство не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1), проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (2), выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
По условиям части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения (часть 20 данной статьи).
В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 по делу N 308-КГ15-7455, в части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена Градостроительным кодексом в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что разрешение N RU 23309-493 на строительство объекта, выданное обществу 30.04.2015, действовало (продлевалось департаментом) до 16.11.2016. Доказательства того, что в период действия выданного обществу разрешения застройщик приступил к выполнению строительных работ на земельном участке, в материалы дела не представлены. Застройщиком не доказаны (документально не подтверждены) обстоятельства, препятствующие производству строительных работ. Ссылка общества в качестве подтверждения выполнения строительных работ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 по делу N А32-5291/2013, правомерно отклонена судами, поскольку выполненные обществом работы, отраженные в данном судебном акте, имеют характер подготовительных, направлены на обеспечения безопасности строительства, и не относятся к перечню основных строительных работ, выполнение которых невозможно без получения разрешения на строительство. Консультация специалиста от 09.11.2017 N ЭЗ-2/1017 не опровергает выводы судов.
Кроме того, судом установлено, что согласно разрешению N RU 23309-483 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, улица Новоселов, 5а, площадь земельного участка составляет - 954 кв. м, площадь застройки - 604 кв. м, вместе с тем из положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от 14.10.2008 N 23-1-2-1078-08 следует, что площадь проектируемого земельного участка составляет - 2100 кв. м, то есть строительство объекта фактически предполагается вне зоны выделенного земельного участка. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 20.01.2017 по делу N 2-421/17 признаны незаконными действия общества, выразившиеся в нарушении требований градостроительного законодательства при получении положительного заключения строительной экспертизы; на общество возложена обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке проектную документацию с учетом площади земельного участка 954 кв. м после внесения в нее соответствующих изменений повторно направить на экспертизу и получить на нее положительное заключение государственной экспертизы. В нарушение статей 9 и 65 Кодекса общество не представило доказательств внесения изменения в проектную документацию и получения положительного заключения судебной экспертизы.
Ввиду отсутствия доказательств принятия обществом мер по строительству жилого дома в сроки, установленные разрешением от 15.06.2012 N RU23306000-2277-р, принимая во внимание текущее фактическое состояние строительного объекта, а также не соответствие проектной документации требованиям градостроительного законодательства, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о соответствии оспариваемого застройщиком отказа в продлении срока действия разрешения на строительство пункту 20 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом детального рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Заявитель не учитывает, что с учетом принципов обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, срок строительства объекта не может продлеваться неограниченное количество раз в отсутствие объективных обстоятельств, препятствовавших осуществлению строительства в установленные сроки. Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) подразумевает добросовестность застройщика и разумность его действий.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 26.06.2017 и апелляционного постановления от 16.11.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А32-43768/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.