г. Краснодар |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А53-25061/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ИНН 2361011886, ОГРН 1142361001397) и заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (ИНН 6167078140, ОГРН 1046167013705) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2017 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В.) по делу N А53-25061/2017, установил следующее.
ООО "Коммунальщик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования недрами от 19.06.2017 N КК-ЮФО-08-09/1499; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены принято решения и предоставления лицензии на право пользования недрами.
Решением суда от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2017, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы законностью оспариваемого отказа департамента.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что на территории Ейского района Краснодарского края отсутствует вода, качество которой соответствует СанПиНу 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). При заключении договоров потребители информированы о несоответствии качественных показателей воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, чем реализована возможность потребителей самостоятельно принять решение о приобретении соответствующей услуги. Получив отказ в получении права пользования недрами, общество не исполняет решение Ейского городского суда по делу N 2-2080/2015, обязавшее общество получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество направило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки в судебном заседание, просит не рассматривать дело в его отсутствие. Ходатайство подлежит отклонению как документально не обоснованное. Доказательства невозможности явки в судебное заседание кассационной инстанции кого-либо из представителей общества не представлены. Явка представителей участвующих в деле лиц не является обязательной, у кассационной инстанции отсутствуют полномочия по исследованию и оценке новых доказательств, не получавших оценку судебных инстанций, судебные акты которых обжалуются. Отложение судебного разбирательства повлечет необоснованное затягивание рассмотрения жалобы и судебную волокиту.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 05.05.2017 в отдел геологии и лицензирования по Краснодарскому краю Департамента поступило заявление общества (входящий N КК-1168) о предоставлении права пользования недрами с целью добычи подземных вод в Ейском районе Краснодарского края.
Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также досрочному прекращению права пользования недрами на территории Южного федерального округа, отнесенным к компетенции департамента, приняла решение от 19.06.2017 N КК-ЮФО-08-09/1499 об отказе в предоставлении права пользования недрами в Ейском районе ввиду несоответствия заявки установленным требованиям (часть 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
Общество обжаловало отказ административного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
Согласно пункту 8 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 (далее - Порядок) при рассмотрении заявки комиссия определяет соответствие представленных заявителем материалов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении комиссией 16.06.2017 комплекта представленных обществом заявочных материалов (протокол от 16.06.2017 N 28.1.17-КК) установлено, что к заявке приложено санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах от 03.05.2017 N 23.КК.15.000.Т.000004.05.17 о несоответствии используемых обществом водных объектов СанПиНу 2.1.4.1074-01 (л. д. 66, 138 - 145 т. 1).
Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (статья 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)).
Частью 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (части 1, 2 статьи 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции; техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (пункты 18, 24 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении)).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (части 1, 3 статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (части 1, 2 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Суд обоснованно отметил, что общество не выполнило указанные требования закона, контроль за качеством подземных вод не осуществляет, что им фактически не оспаривается. Общество ссылается на то, что услуги по холодному водоснабжению населению и предприятиям оказываются им на основании договоров холодного водоснабжения, в соответствии с которыми ресурсоснабжающая организация обязана подавать абонентам через присоединенную водопроводную сеть холодную (техническую) воду.
Между тем, суд установил и материалами дела подтверждается, что Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества от 30.10.2015 N 119, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату муниципальное имущество в количестве 81 объекта с целевым назначением - осуществление деятельности по водоснабжению населения поселений Ейского района (л. д. 30 - 37 т. 1).
Выдача лицензии на использование технической воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации. Использование технической воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения неприемлемо.
Кроме этого, комиссия также указала, что по состоянию на 20.04.2017 общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, что подтверждается справкой налогового органа N 18321 (л. д. 146 т. 1). Это обстоятельство в силу подпункта 14 пункта 3, подпункт 1 пункта 13 Порядка также является препятствием для выдачи лицензии.
Более того, требование об обязании комиссию выдать истребуемую обществом лицензию также не основано на нормах процессуального права, поскольку судебный контроль не вправе подменять полномочия органов исполнительной власти. В полномочия судебных органов выдача лицензии не входит.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали законным обжалуемое решение Комиссия об отказе в предоставлении права пользования недрами для добычи подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных объектов в Ейском районе в связи с тем, что заявка не соответствует установленным требованиям (пункт 1 статьи 14 Закона о недрах).
Суд рассмотрел и обоснованно отклонил ссылку общества на решение Ейского городского суда по делу N 2-2080/2015.
Довод общества о том, что на территории Ейского района Краснодарского края отсутствует вода, качество которой соответствует СанПиНу 2.1.4.1074-01, документально не подтвержден.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2017 по делу N А53-25061/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.