г. Краснодар |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А32-33218/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края - Шашковой Ю.С. (доверенность от 19.01.2018), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньДорСтрой" (ИНН 2308189190, ОГРН 1122308004587) - Шабаш А.В. (доверенность от 25.07.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2017 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-33218/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ООО "КубаньДорСтрой" (далее - общество) в доход краевого бюджета 303 004 рублей.
Решением от 05.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного департаментом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для взыскания с общества в доход бюджета Краснодарского края суммы ранее предоставленной обществу субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Департамент указывает, что общество не выполнило условия предоставления субсидии в части предоставления отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Представитель департамента пояснил, что цель предоставления обществу субсидии достигнута, договоры лизинга, в соответствии с которыми предоставлена субсидия, исполнены и не признаны недействительными, однако отчетность общество представило департаменту с нарушением срока, установленного договором субсидирования. Поскольку несвоевременным представлением отчета общество нарушило условия предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в краевой бюджет.
Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты. Представитель общества полагал, что по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение. Несвоевременное представление обществом установленной договором субсидирования отчетности не влечет обязанность последнего возвратить субсидию, цель предоставления которой достигнута.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"
В сентябре 2014 года общество обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (правопредшественник департамента) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), предоставив документы по договорам финансовой аренды (лизинга) от 07.03.2014 N АХ_ЭЛ/Крд-48612/ДЛ и АХ_ЭЛ/Крд-48613/ДЛ, заключенным с ООО "Элемент Лизинг"; от 07.04.2014 N 150-04/2014, заключенному с ООО "Опцион-ТМ".
Уполномоченный орган, приняв решение о признании общества прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства и о предоставлении ему бюджетных средств в форме субсидий, заключил с обществом договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 23 декабря 2014 N 94/14С (далее договор субсидирования, л. д. 22 - 27).
Согласно пункту 3.3 договора субсидирования, предметом которого является предоставление обществу бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат последнего на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) от 07.03.2014 N АХ_ЭЛ/Крд-48612/ДЛ и АХ_ЭЛ/Крд-48613/ДЛ, заключенным с ООО "Элемент Лизинг" и 07.04.2014 N 150-04/2014, заключенному с ООО "Опцион-ТМ"), обязательным условием предоставления субсидий, предусмотренных договором является согласие "субъекта предпринимательства" на осуществление "министерством" и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения "субъектом предпринимательства" условий, целей и Порядка предоставления субсидий.
Пунктами 5.1 - 5.17 договора субсидирования предусмотрен порядок осуществления "министерством" проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4.6 договора субсидирования, общество представляет "министерству" отчетность, указанную в пунктах 4.3 и 4.4 договора не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Субсидия в размере 668 640 рублей перечислена обществу платежным поручением от 29.12.2014 N 390685.
Письмом от 12.05.2017 N 333-2949/17-03-03 департамент сообщил обществу о необходимости в соответствии с пунктом 6.1 договора субсидирования возвратить в краевой бюджет денежные средства в сумме 303 004 рублей, в связи с нарушением обществом пункта 4.3 договора субсидирования, согласно которому "субъект предпринимательства" по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока договоров финансовой аренды (лизинга), указанных в пункте 2.1 договора субсидирования обязан предоставить "министерству" информацию о том, что договоры финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 2.1 договора субсидирования, не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись следующие условия договоров финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка предоставления субсидий: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к "субъекту предпринимательства" по истечении срока действия договоров финансовой аренды (лизинга) (л. д. 33 - 34).
Поскольку общество не возвратило добровольно в краевой бюджет спорную сумму субсидии, предоставленную ему по договору субсидирования, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества в доход краевого бюджета части субсидии в сумме 303 004 рублей, в связи с нарушением обществом условий предоставления субсидии, - в нарушение положений пунктов 1.11.2 Порядка субсидирования, пункта 1.2 приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167, пунктов 4.3, 4.4, 4.6 договора субсидирования, общество несвоевременно представило отчетную документацию (отчетность поступила в департамент 15.05.2017).
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возврата обществом полученных в качестве субсидии спорных денежных средств.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства", получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ N 167).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В силу пункта 1.3 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167). Согласно пункту 1.5 приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Судебные инстанции установили, что общество выполнило необходимые условия для предоставления субсидии, им достигнута цель, на которую субсидия предоставлена - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства. Договоры финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми предоставлена субсидия, не признаны недействительными, условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования не изменялись, в договорах лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию. Общество представило департаменту необходимую отчетную документацию 15.05.2017. Указанные обстоятельства департамент не оспаривает, что подтверждено его представителем в судебном заседании кассационной инстанции.
Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании денежных средств, выданных в качестве субсидии. Иные основания для отказа в предоставлении и возврата субсидии федеральный законодатель не предусмотрел.
Учитывая установленные по данному делу обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что представление обществом отчетной документации, с нарушением установленного договором субсидирования срока, не влечет обязанности последнего возвратить в доход бюджета Краснодарского края спорную сумму субсидии.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954; 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453; 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238; 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018; 26.12.2017 N 19888; от 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают. При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А32-33218/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.