г. Краснодар |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А32-27388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодар (ИНН 2311019230, ОГРН 1032306430166) - Сыпало Ю.А. (доверенность от 18.01.2018), от заинтересованного лица - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111), - Ермаковой Ю.Ю. (доверенность от 15.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-27388/2017, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг г. Краснодара (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), Министерству финансов Краснодарского края о взыскании 94 971 рубля 78 копеек субсидии и 3 799 рублей расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением суда от 08.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2017, заявленные требований удовлетворены, с Краснодарского края в лице министерства за счет средств казны Краснодарского края в пользу предприятия взыскано 94 971 рубля 78 копеек субсидии и 3 799 рублей расходов по оплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о предоставлении субсидии соответствовало требованиям постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.08.2008 N 785 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)" (далее - Порядок N 785).
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать предприятию в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, у министерства отсутствовали основания для применения Порядка N 785, поскольку на дату рассмотрения заявления о предоставлении субсидии данный Порядок утратил силу в связи с принятием Закона Краснодарского края от 03.03.2017 N 3586-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае"" (далее Закон N 3586-КЗ) и приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.03.2017 N 73 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)" (далее - Порядок N 75). Суды не учли, что заявление о предоставлении субсидии не соответствовало требованиям порядка N 75, поскольку предприятие находилось на стадии реорганизации.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на их законностьи обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела и оказывает услуги на территории муниципального образования город Краснодар.
В целях компенсации расходов по вопросам похоронного дела в 2016 году предприятие обратилось в министерство с заявлениями от 07.03.2017 N 83, 83.1 о предоставлении субсидии в размере 94 971 рубля 78 копеек для компенсации затрат на погребение умерших (погибших). Стоимость услуг определена предприятием в пределах стоимости настоящих услуг, определенных органом местного самоуправления.
В письме от 04.04.2017 предприятие повторно предложило министерству компенсировать понесенные затраты на погребение умерших (погибших).
Письмом от 26.04.2017 N 70-3050/17-09/06 министерство, установив, что предприятие находится на стадии реорганизации, возвратило ему документы, указав на несоответствие поданного заявления требованиям пункта 1.5 порядка N 73, предусматривающего к специализированным предприятием требования относительно наличия статуса действующего юридического лица.
Не получив возмещения оказанных услуг, предприятие направило министерству досудебную претензию от 01.06.2017 N 42, согласно которой по состоянию на 07.03.2017 истекает срок возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по погребению умерших (погибших).
В письме от 28.06.2017 N 70-4569/17- 09/06 министерство отказало предприятию в возмещение понесенных расходов, указав, что нахождение специализированной службы в процессе реорганизации является безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидий.
Поскольку требование о предоставлении субсидии в заявленном размере оставлено министерством без удовлетворения, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 8-ФЗ погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, услуги по погребению, указанные в пункте 1 названной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 9 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" (далее - Закон N 666-КЗ) порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств краевого бюджета, определялся высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 9 Закона N 666-КЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанным услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.08.2008 N 785 утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи оказанием услуг по погребению умерших (погибших), положения которого регулировали процедуру возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела части стоимости оказанных услуг в пределах ежегодного финансирования
Согласно пункту 4 Порядка N 785 (в редакции, действующей в спорной период) для получения субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел, специализированные службы представляют в департамент следующие документы: заявление о предоставлении субсидии (приложение N 3), список захороненных умерших (погибших) (приложение N 2), копию справки о смерти (форма N 33, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274); счет-фактуру на производство работ по захоронению умершего с указанием перечня работ и их стоимости в пределах стоимости услуг, определенных органом местного самоуправления.
Субсидии из краевого бюджета предоставляются специализированным службам, осуществившим погребение умерших (погибших) на основании заключенного договора, не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения этой службы и представления необходимых документов согласно количеству случаев захоронения умерших (погибших) в размере, определенном органами местного самоуправления, но не более стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законом N 8-ФЗ (пункт 5 Порядка N 785).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 785 основанием для отказа специализированной службе в предоставлении субсидии является непредставление документов либо представления не в полном объеме документов, указанных в пунктах 3, 4 данного порядка.
В связи с передачей на основании Закона Краснодарского края от 03.03.2017 N 3586-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" полномочий по определению порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств краевого бюджета, министерству.
В связи с передачей указанных полномочий министерством издан приказ об утверждении Порядка N 73, который в соответствии с пунктом 5 названного приказа вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Порядок опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 24.03.2017. Таким образом, Порядок N 73 вступил в законную силу 25.03.2017.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 73 специализированная служба, претендующая на получение субсидии, не должна на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения на получение субсидии для возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидий находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должна иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на дату подачи заявления предприятия о компенсации понесенных гарантированных услуг на погребение определенной категории граждан действовали положения Порядка N 785, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в данном случае у министерства отсутствовали основания для отказа в выплате субсидии со ссылкой на положения Порядка N 73, не вступившего в законную силу. Доказательства несоответствия приложенных предприятием к заявлению о предоставлении субсидии документов требованиям Порядка N 785 министерство не представило.
Доводы министерства выводы судов не опровергают, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 по делу N А32-27388/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.