г. Краснодар |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А01-1553/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) и заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А01-1553/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Адыгея (далее - министерство) 1 564 500 рублей убытков, связанных с реализацией мер социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2017, с Республики Адыгея за счет средств казны Республики Адыгея в лице министерства в пользу администрации взыскано 1 564 500 рублей убытков. Судебные акты мотивированы тем, что возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является обязанностью субъекта Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005, федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации прямо не отнесены. Поскольку вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, не урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами, то отсутствуют основания полагать, что затраты на предоставление жилья данной категории граждан должны компенсироваться за счет средств субъекта Российской Федерации.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, С. и ее несовершеннолетний ребенок К., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, с 23.07.2015 решением комиссии по жилищным вопросам администрации включены в список граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15.01.2015 по делу N 2-61/2016 администрация обязана предоставить С. и ее несовершеннолетнему ребенку К. по договору социального найма жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение судебного акта администрация приобрела квартиру общей площадью 55,9 кв. м, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Лесная, 8, кв. 17, стоимостью 1 564 500 рублей, которую передала С. по договору социального найма от 16.01.2017.
Администрация обратилась в министерство за компенсацией расходов, связанных с приобретением жилого помещения для С. и ее несовершеннолетнего ребенка К.
Письмом от 10.04.2017 N 11/104 министерство указало на отсутствие правовых оснований для компенсации расходов администрации, связанных с приобретением жилого помещения для С. и ее несовершеннолетнего ребенка К., поскольку обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, федеральным законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно, не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Полагая неправомерными действия министерства по отказу в возмещении расходов, связанных с приобретением жилого помещения для С. и ее несовершеннолетнего ребенка К., администрация обратилась в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили положения статьи 40, пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", учли разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении 10.10.2002 N 258-О, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовую позицию, высказанную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, и обоснованно признали расходным обязательством субъекта Российской Федерации затраты, понесенные администрацией и связанные с обеспечением жильем ребенка-инвалида, вставшего на учет после 01.01.2005.
Суды правильно указали, что отсутствие установленного порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием для отказа в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Суды установили факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, констатировав отсутствие доказательств выделения денежных средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, верно руководствовались положениями статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и указали, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Документально выводы судов министерство не опровергло, правовую позицию администрации не опровергло.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А01-1553/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.