г. Краснодар |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А53-269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рускальк" (ИНН 3445125105, ОГРН 1123460003248) - Каращука В.С. и Беляевой О.В.
(доверенности от 01.02.2018 и 01.10.2017), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - правительства Ростовской области (ИНН 6163021657, ОГРН 1026103170334), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, администрации Тацинского района, Рогачкина Павла Алексеевича, администрации Жирновского сельского поселения, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная корпорация "Руда-агро"", администрации Быстрогорского сельского поселения, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу правительства Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А53-269/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рускальк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к правительству Ростовской области (далее - правительство) о признании незаконным изложенного в распоряжении от 20.12.2016 N 633 решения об отказе в переводе земельных участков площадью 1,2 га с кадастровым номером 61:38:0600008:795, площадью 1,8 га с кадастровым номером 61:38:0600008:798, площадью 1,46 га с кадастровым номером 61:38:0600008:800, площадью 8,6425 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1594, площадью 1,2639 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1595, площадью 6,6 га с кадастровым номером 61:38:0600008:802, площадью 0,56 га с кадастровым номером 6138:0600008:803, площадью 0,19 га с кадастровым номером 61:38:0600008:804, площадью 0,3 га с кадастровым номером 61:38:0600008:805, площадью 0,17 га с кадастровым номером 61:38:0600008:806, площадью 0,7 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1006, площадью 16,2 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1007, площадью 10,1 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1008, площадью 1,21 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1010, площадью 40,8129 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1321, площадью 35,5728 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1322, площадью 1,3336 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1420, площадью 36,0594 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1320, площадью 0,5497 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1327, площадью 0,8827 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1328, площадью 11,1886 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1316, площадью 6,9634 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1315, площадью 6,8988 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1576, площадью 3,9561 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1578, площадью 3,1896 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1568, площадью 0,0309 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1562, площадью 0,1713 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1563, площадью 0,2511 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1571, площадью 5,9642 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1566, площадью 8,135 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1564, площадью 0,8194 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1421, площадью 4,3694 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1575, площадью 2,587 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1573, площадью 9,2 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1005, площадью 28,3731 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1351, площадью 29,0074 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1352, площадью 2,4934 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1383, площадью 9,9050 га с кадастровым номером 61:38:0600008:1384 (далее - земельные участки) из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, администрация Тацинского района, администрация Быстрогорского сельского поселения Тацинского района, администрация Жирновского сельского поселения Тацинского района, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная корпорация "Руда-агро"", Рогачкин П.А.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 в удовлетворении заявления отказано. Получение обществом лицензии на недропользование не признано исключительным случаем, при котором допускается перевод земельных участков из одной категории в другую. Проектом рекультивации земель не охвачена вся площадь земельных участков. Проект консервации земель не тождествен проекту рекультивации.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 отменено, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. У правительства отсутствовали основания для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую. Действующим законодательством не требуется подготовка проекта рекультивации в отношении всей площади земельных участков, переводимых из одной категории в другую. Техническим проектом разработки и рекультивации карьера Жирновского месторождения и рабочим проектом консервации карьера на участке "Быстрореченский" предусмотрены рекультивационные работы по восстановлению всех земельных участков. Данные проекты прошли экспертизу промышленной безопасности на предмет соответствия установленным требованиям промышленной безопасности, получили необходимые согласование и регистрацию. Перевод участков в иную категорию необходим для добычи полезных ископаемых. Рассматриваемая ситуация признана исключительным случаем, при котором допускается перевод земельных участков из одной категории в другую.
Правительство обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Общество имело возможность заявления ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Проект консервации карьера и проект рекультивации земельного участка не являются тождественными документами. Факт получения обществом соответствующей лицензии не свидетельствует о наличии исключительного случая, при котором возможен перевод земельных участков из одной категории в другую. Проект рекультивации земель должен охватывать всю площадь земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основным видом деятельности общества является добыча и переработка полезных ископаемых, их реализация, в том числе производство металлургического известняка, строительного щебня, песка строительного и других видов продукции путем промышленной разработки соответствующих месторождений.
Общество обладает лицензией на пользование недрами РСТ 02743 ТЭ со следующими целевым назначением и видами работ: разведка и добыча флюсовых известняков в восточной части участка "93 км" Жирновского месторождения на участке недр, расположенном в 7 км к западу от р. п. Тацинский в Тацинском районе Ростовской области, со сроком действия до 31.07.2031 (дата государственной регистрации 31.07.2012), лицензией на пользование недрами РСТ 02744 ТЭ со следующими целевым назначением и видами работ: добыча известняков на участках "Хорошевский N 3" и "93 км" (западная часть) на участке недр, расположенном в 5 км восточнее ж.д. станции Жирнов в Тацинском районе Ростовской области, со сроком действия до 31.12.2031 (дата государственной регистрации 31.07.2012), лицензией на пользование недрами РСТ 02745 ТЭ со следующим целевым назначением и видами работ: добыча известняков на участках "Быстрореченский" и "93 км" (северная часть) Жирновского месторождения на участке недр, расположенном в Тацинском районе Ростовской области, со сроком действия до 31.12.2017 (дата государственной регистрации 31.07.2012).
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены, зарегистрированы и выданы обществу горноотводные акты от 19.02.2015 N 800 на участок "Быстрореченский" площадью 86 га, от 19.02.2015 N 801 на участок "93 км" (восточная часть) площадью 99,6 га, от 19.02.2015 N 802 на участок "93 км" (северная часть) площадью 89,2 га, от 16.10.2015 N 819 на участки "Хорошевский N 3" и "93 км" (западная часть) площадью 340 га.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная корпорация "Руда-агро"", Рогачкин П.А (арендодатели) и общество (арендатор) заключили договор от 25.04.2016 аренды земельных участков. По данным документов территориального планирования Жирновского сельского поселения земельные участки относятся к территориальной зоне П2. Согласие арендодателей как собственников земельных участков на их перевод в иную категорию обществом получено.
Положительные заключения относительно возможности перевода земельных участков из одной категории в другую получены от министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (заключение от 25.10.2016), министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (заключение от 10.10.2016), министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, администрации района (заключение от 16.11.2016), администрации Жирновского поселения (заключение от 10.10.2016).
Представленные обществом технический проект разработки и рекультивации карьера известняков Жирновского месторождения и рабочий проект консервации карьера N 2 участка Быстрореченский имеют ссылки на все выданные обществу лицензии по недропользованию N РСТ02743ТЭ, РСТ02744ТЭ, РСТ02745ТЭ. Разделы рекультивации земель выполнены в отношении всей площади земельных участков. Соответствующие разделы рекультивации разработаны в полном соответствии с нормативно-правовыми актами: ОНТП 18-85 "Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов; Охрана природы земли. Классификация вскрышных пород и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.
ГОСТ 175.1.03-78; Охрана природы земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации. ГОСТ 175.1.03-78; Охрана природы земли. Общие требования к рекультивации земель. ГОСТ 175.1.04-83; Единые правила безопасности при разработке полезных ископаемых открытым способом. - (ПБ03-498-02). Проекты в установленном законом порядке прошли экспертизу промышленной безопасности, получили необходимые согласование и регистрацию. Все земельные участки находятся в пределах выделенных горных отводов для добычи полезных ископаемых. Необходимость в подготовке проекта рекультивации площади, занятой транспортными бермами, технологическими проездами, откаточными дорогами, охранными целиками, отсутствует. Указанные площади должны быть рекультивированы недропользователем в соответствии с будущим проектом ликвидации или консервации карьера, который разрабатывается и утверждается недропользователем не позднее, чем за один год до планируемого срока отработки месторождения, после принятия обществом решения о ликвидации или консервации карьера. Земли, которые входят в состав горного отвода предприятия могут быть исключены из состава рекультивируемых, в случае, когда на них располагаются необходимые для технологического процесса транспортные, линейные, электрические или иные коммуникации, действующие до окончания эксплуатации карьера. Только после отработки балансовых запасов предприятию необходимо на основании технического задания приступить к разработке проекта консервации или ликвидации карьера, которым будет предусмотрена окончательная рекультивация всей площади земельных участков. Соответствующие выводы содержатся в подготовленном по результатам проведенной по делу судебной экспертизы экспертом общества с ограниченной ответственностью научно-технический конструкторский центр "Ресурс" заключении от 15.09.2017.
Общество обратилось в правительство с заявлением от 07.10.2016 о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Оформленным в виде распоряжения от 20.12.2016 N 633 решением правительство отказало обществу в удовлетворении заявления по причине отсутствия проекта рекультивации земель в отношении всей площади земельных участков.
Считая названное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) основывается на принципах, согласно которым изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается (запрещается) в установленном федеральными законами порядке, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (статья 1). К отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах (статья 3). По целевому назначению земли могут относиться, в том числе к категориям земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности (статья 7). Перевод земель, находящихся в частной собственности и относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в другую категорию осуществляется региональными органами исполнительной власти в установленном федеральными законами порядке, а нарушение такого порядка является основанием признания соответствующих актов недействительными (статья 8). В составе земель сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, выделяются сельскохозяйственные угодья (статья 77). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (статья 79).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую. Исполнительным органом государственной власти принимается акт об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (статья 4). Особенностью перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7).
Основными положениями о рекультивации земель, снятии, хранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденными приказом Минприроды и Роскомзема России от 22.12.1995 N 525/67, и ГОСТами 17.5.3.04-83, 17.5.1.02-85 предусмотрены рекультивация нарушенных земель и восстановление с учетом целевого использования прилегающих земельных участков, частично утративших продуктивность в результате отрицательного воздействия.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил об отсутствии у правительства законных оснований для отказа обществу в переводе земельных участков из одной категории земель в другую, о незаконности оспариваемого решения и о необходимости понуждения правительства к принятию соответствующего положительного решения.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А53-269/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.