г. Краснодар |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А32-20354/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (ИНН 5003065767, ОГРН 1075003001820) - Хортиковой О.В. (доверенность от 18.01.2018), Алядинова Д.К. (доверенность от 20.04.2017), от заинтересованного лица - Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) - Юшина И.И. (доверенность от 22.01.2018), Чокаревой М.В. (доверенность от 08.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-20354/2017, установил следующее.
ООО "Газпром ПХГ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2017 N 38-85-16 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2017, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания, вмененного обществу правонарушения, малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценку доводу общества о том, что положения части 2 статьи 9.1 Кодекса и Правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.12.2013 N 605 (далее - Правила N 605) неприменимы в отношении общества, поскольку общество не осуществляет деятельность по получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судами норма права к установленным обстоятельствам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество имеет статус юридического лица и осуществляет деятельность по хранению и складированию газа и продуктов его переработки.
В период с 03.04.2017 по 28.04.2017 на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 14.03.2017 N 1596-Р управление провело плановую проверку общества с целью осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки управление выявило нарушения обществом требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и пунктов 56, 57 Правил N 605, а именно: проекты производства буровзрывных работ в скважине 57 филиала общества "Кущевское ПХГ" и в скважине 24 филиала общества "Краснодарское УПХГ" утверждены (согласованы) назначенными приказом должностными лицами, не имеющими права технического руководства взрывными работами и соответствующего квалификационного удостоверения - Единой книжки взрывника.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание от 28.04.2017 N 26-57/101-17 об устранении в срок до 18.09.2017 выявленных нарушений, которое общество обжаловало в арбитражный суд (решением от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2018 по делу N А32-34299/2017, в удовлетворении заявленных требований отказано).
По факту выявленных нарушений управление составило протокол об административном правонарушении от 02.05.2017 N 38-85-16 и вынесло постановление от 11.05.2017 N 38-85-16 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.1 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Общество, ссылаясь на незаконность постановления административного органа, обратилось в суд с заявлением.
Суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и дали им верную правовую оценку, обоснованно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, повлекшим нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учета на опасных производственных объектах.
Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 данного Закона N 116-ФЗ); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 данного закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона N 116-ФЗ; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона N 116-ФЗ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.12.2013 N 605 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах".
В соответствии с пунктом 56 Правил N 605 к непосредственному управлению технологическими процессами, связанными с обращением со взрывчатыми материалами на производственных объектах, в том числе разработке, согласованию и утверждению технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами, допускаются лица, имеющие горно- техническое (высшее или среднее профессиональное) образование, либо образование, связанное с обращением взрывчатых материалов. Пунктом 57 Правил N 605 закреплено, что во всех случаях руководители взрывных работ должны сдать экзамен квалификационной комиссии под председательством представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и получить соответствующее квалификационное удостоверение - Единую книжку взрывника.
В силу пункта 163 Правил N 605 взрывные работы необходимо осуществлять в соответствии с оформленной в установленном порядке технической документацией (проектами буровзрывных (взрывных) работ, паспортами). Согласно пункту 164 Правил N 605 проекты буровзрывных (взрывных) работ необходимо составлять для взрывания скважинных, камерных, котловых зарядов, в том числе при выполнении взрывных работ на строительных объектах, валке зданий и сооружений, ведении дноуглубительных и ледоходных работ, работ на болотах, подводных взрывных работ, при взрывании горячих массивов, выполнении прострелочно-взрывных, сейсморазведочных работ. Другие взрывные работы, за исключением особо оговоренных в данных Правилах случаев, могут выполняться по паспортам.
В соответствии с пунктом 166 Правил N 605 проекты буровзрывных и взрывных работ должны содержать решения по безопасной организации работ с указанием основных параметров буровзрывных работ; способам инициирования зарядов; расчетам взрывных сетей; конструкциям зарядов и боевиков; предполагаемому расходу взрывчатых материалов; определению опасной зоны и охране этой зоны с учетом объектов, находящихся в ее пределах (здания, сооружения, коммуникации); проветриванию района взрывных работ и другим мерам безопасности, дополняющим в конкретных условиях требования данных Правил.
Пунктом 168 Правил N 605 предусмотрено, что проекты и паспорта производства буровзрывных (взрывных) работ должны утверждаться техническим руководителем организации, ведущей взрывные работы, или назначенным им лицом, а при ведении взрывных работ подрядным способом - техническими руководителями организации-подрядчика и организации-заказчика или назначенными ими лицами.
Таким образом, обоснованным является вывод судебных инстанции о том, что проект на выполнение прострелочно-взрывных работ представляет собой документ, регламентирующий порядок выполнения взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами. Соответственно, руководителям или назначенным лицам организации-заказчика, согласовывающим документы, необходимо иметь право руководства взрывными работами. При этом в соответствии с пунктом 57 Правил руководители взрывных работ должны получить квалификационное удостоверение - Единую книжку взрывника.
Учитывая изложенное, судебные инстанции обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку представленные в материалы дела доказательства подтверждают несоответствие действий общества требованиям действующего законодательства в области промышленной безопасности и наличия в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса. Документального опровержения указанных выводов судов не представлено. Доказательства того, что общество не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, и приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, а также того, что совершение указанных нарушений обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от воли самого юридического лица, в материалах дела отсутсвуют.
Доводы подателя жалобы о том, что положения части 2 статьи 9.1 Кодекса и Правил N 605 неприменимы в отношении общества, поскольку оно не осуществляет деятельность по получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Иные доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А32-20354/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.