Система бюджетной отчетности
органов федерального казначейства
Минфина России
Отчетность органов федерального казначейства Минфина России является наряду с отчетностью главных распорядителей средств федерального бюджета основой для формирования Минфином России отчета об исполнении федерального бюджета.
Основными признаками отчетности органов федерального казначейства являются:
обязательность - каждый орган федерального казначейства обязан представлять отчетность по установленным показателям, формам, срокам и в определенные адреса;
документальная обоснованность - все данные отчетности формируются на основе первичных учетных документов, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17.02.99 г. N 15н (зарегистрирована в Минюсте России 22 апреля 1999 г., регистрационный номер 1765), и иными нормативными актами Минфина России;
юридическая сила - формы отчетности являются официальными документами органа федерального казначейства, который в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.
Показатели бюджетной отчетности органов федерального казначейства Минфина России призваны охватить не только операции по собственно кассовому исполнению бюджета - кассовые доходы и кассовые расходы, но также и все стадии исполнения бюджета, предшествующие осуществлению кассовых расходов, - доведение лимитов бюджетных обязательств, принятие обязательств, финансирование. Аналитический учет этих показателей ведется по кодам бюджетной классификации в соответствующих регистрах - лицевых счетах, открываемых на каждое бюджетное учреждение, выступающее в качестве распорядителя или получателя средств федерального бюджета.
Учитывая, что аналогичные показатели являются также и объектом учета и в бюджетных учреждениях, процесс составления бюджетной отчетности сопровождается процедурами сверки данных отчетности органов федерального казначейства и бюджетных учреждениях, которая позволяет исключить ошибки и неточности в бюджетной отчетности. Сверка производится также и с отчетностью финансовых органов субъектов Российской Федерации по показателям, характеризующим виды межбюджетных отношений.
Саму отчетность органов федерального казначейства Минфина России можно подразделить по нескольким основаниям.
Так, по срокам представления выделяется текущая (ежедневная, месячная, квартальная) и годовая отчетность. При этом важно отметить, что и ежедневная отчетность является бухгалтерской, а не оперативной.
В зависимости от объектов учета отчетность можно разделить на четыре группы:
отчетность по поступлениям в бюджет;
отчетность по расходам бюджета;
отчетность по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
отчеты, аккумулирующие данные одновременно двух и более объектов учета.
Такое деление обосновывается также тем, что органам федерального казначейства в настоящее время открыты отдельные счета в учреждениях Банка России, через которые и осуществляются соответствующие операции: 40101 (до 2003 г. был открыт также счет 40102), 40105 "Средства федерального бюджета" и 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации".
С учетом необходимости обеспечения государственной тайны выделяется группа отчетов, формируемых и представляемых в особом порядке.
Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета - основная задача органов федерального казначейства. При этом в случае кассового обслуживания бюджетов иных уровней, в том числе бюджета Союзного государства, органы федерального казначейства также составляют отчетность о кассовом исполнении соответствующих бюджетов, представляя ее финансовым органам. Правила формирования, содержание показателей отчетности в этом случае аналогичны действующим правилам в отношении отчетности об исполнении федерального бюджета.
В состав отчетности территориальных органов федерального казначейства включаются следующие основные 9 форм отчетности:
Отчет об исполнении федерального бюджета по доходам, расходам и источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета - форма 600;
Отчет об остатках средств федерального бюджета на лицевых счетах в органах федерального казначейства на конец года - форма 602;
Отчет о финансировании и кассовых расходах федерального бюджета - форма 603;
Отчет о движении внебюджетных средств бюджетных учреждений - форма 605;
Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемых органами федерального казначейства Минфина России - форма 607;
Отчет о поступлениях в федеральный бюджет - форма 611;
Баланс исполнения федерального бюджета - форма 612;
Отчет об обязательствах, исполненных за счет бюджетных и внебюджетных средств - форма 614;
Отчет об объемах финансирования, полученных из Главного управления федерального казначейства Минфина России - форма 615.
По отчетности, представляемой в особом порядке, в первом разряде номера формы отчетности вместо цифры 6 используется цифра 7 (например, отчетность по формам 702, 703, 705, 714).
Периодичность и сроки представления отчетности территориальных органов федерального казначейства в Главное управление федерального казначейства, представленные в нижеприводимой таблице, диктуются соответствующими требованиями, предъявляемыми к сводной отчетности, которую формирует Главное управление федерального казначейства и представляет руководству Минфина России и иным заинтересованным пользователям.
N п/п |
Номер фор- мы отчета |
Краткое содержание | Периодичность представления |
1 | 612 | данные по счетам бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета |
ежемесячная |
2 | 600 | данные о доходах, расхода и источниках финансирования дефицита федерального бюджета |
ежемесячная |
3 | 603 | данные о финансировании и кассовых расходах федерального бюджета по пол- ной бюджетной классификации Российской Федерации |
ежемесячная |
4 | 607 | данные о поступлениях в бюджетную сис- тему Российской Федерации |
ежемесячная |
5 | 611 | данные о поступлениях в федеральный бюджет |
ежедневная |
6 | 605 | данные о кассовых доходах и расходах по внебюджетным средствам бюджетных учреждений |
ежемесячная |
7 | 614 | данные о бюджетных и внебюджетных обя- зательствах бюджетных учреждений |
ежемесячная |
8 | 615 | данные о финансировании расходов феде- рального бюджета |
ежемесячная |
9 | 602 | данные о суммах возврата остатка фи- финансирования |
годовая |
Кроме того, к отчетности могут прилагаться различные дополнительные материалы, которые раскрывают содержание каких-либо показателей основных отчетов органов федерального казначейства. Так, органами федерального казначейства к годовой отчетности прилагаются:
акт сверки расчетов по межбюджетным отношениям;
акт сверки расчетов по беспроцентным бюджетным ссудам, выданным субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета на покрытие временного кассового разрыва;
справка о задолженности по кредитам (бюджетным ссудам), предоставленным юридическим лицам (субъектам Российской Федерации) на возвратной и платной основе;
справка о состоянии и изменении задолженности по кредитам (бюджетным ссудам), предоставленным юридическим лицам (субъектам Российской Федерации) на возвратной и платной основе;
акты сверок внутриказначейских расчетов;
справка о доходах от уплаты федеральных налогов и сборов, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поступивших в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;
справка об исполнении федерального бюджета по обслуживанию и погашению государственного внутреннего долга Российской Федерации органами федерального казначейства.
К отчетности органов федерального казначейства со стороны Минфина России предъявляются стандартные требования по содержанию, составлению и представлению. Отчетность составляется нарастающим итогом с начала года и отражает исполнение федерального бюджета за отчетный период на соответствующей территории. Формы отчетов имеют заголовочную, содержательную и оформительскую части. Заголовочная часть форм отчетов включает обязательные реквизиты, расположенные в зоне для размещения кодовых обозначений реквизитов и в зоне для размещения реквизитов заголовочной части документа.
Зона для размещения кодовых обозначений реквизитов, располагающаяся в правом верхнем поле документа, включает:
код формы документа по классификатору финансовой документации (КФД);
наименование организации, представляющей документ, в частности органа федерального казначейства по ведомственному классификатору субъектов Российской Федерации (КС);
периодичность представления информации и код по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
наименование единицы измерения и код по Общероссийскому классификатору обозначений единиц измерения (ОКЕИ).
В зоне для размещения реквизитов заголовочной части документа симметрично тексту документа располагаются наименование формы отчета и период, за который (или дата, на которую) представляется информация. Под наименованием формы с левой стороны указываются наименование отчитывающегося органа федерального казначейства, периодичность представления и единица измерения, с правой стороны - номер формы отчета.
Содержательная часть форм отчетов должна быть представлена в табличной (матричной) форме и составляется органами федерального казначейства в соответствии со структурой кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
При указании наименования граф в содержательной части форм отчетов применяются следующие сокращения:
КД - классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
ФКР - функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
ЭКР - экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
КЦСР - классификация целевых статей расходов федерального бюджета;
КВР - классификация видов расходов федерального бюджета;
ППП - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета.
В оформительской части форм отчетов указываются должности ответственных за составление формы лиц (исполнители), их личная подпись (для отчетов на бумажном носителе), фамилия, имя, отчество, номер телефона и дата составления документа. В отдельных случаях предусматривается место для печати. В документах, состоящих из двух и более страниц, реквизиты оформительской зоны располагаются на последней странице.
Руководитель органа федерального казначейства и главный бухгалтер (лица, их замещающие (исполняющие обязанность) в установленном законодательством порядке) относятся к лицам, проверяющим и подписывающим формы отчетов. В оформительской части форм отчетов могут быть предусмотрены подписи других должностных лиц. Лица, подписавшие и завизировавшие формы отчетов, несут ответственность за их достоверность, полноту и своевременность представления.
В формах отчетов приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае отсутствия данных по одному или нескольким показателям в соответствующей строке или графе отчета проставляется ноль для цифровых показателей. В случае отсутствия данных по нецифровым показателям (символьным, дата) соответствующая строка или графа отчета не заполняется. Приведенные в формах отчетов показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждого отчета. Одновременно соблюдается логическая и арифметическая увязка показателей (перекрестное сопоставление) с показателями других отчетов. Отчетность органами федерального казначейства составляется в рублях и копейках.
В подлинниках отчетов не должно быть никаких подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок, обнаруженных в отчетах, должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера органа федерального казначейства с указанием даты исправления. При этом ошибочная запись исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывания над зачеркнутым правильных суммы и текста.
Текущая отчетность представляется только в электронном виде. Годовая отчетность представляется в 2 этапа - сначала в электронном виде, а затем в бумажном виде.
По результатам электронной обработки отчетов в органы федерального казначейства направляются протоколы обработки.
Если день представления отчетности совпадает с нерабочим днем, то отчетность представляется в первый рабочий день после выходного и праздничного дня. Если срок представления отчетности определяется в календарных днях, то он, как правило, продлевается на количество праздничных дней.
Порядок и сроки представления годовой отчетности устанавливаются соответствующими правовыми актами Минфина России. Одновременно с подлинниками годовых отчетов в Главное управление федерального казначейства Минфина России представляются в бумажном виде пояснительная записка и иные документы, устанавливаемые правовыми актами Минфина России. Управления федерального казначейства устанавливают сроки представления бухгалтерской отчетности для отделений федерального казначейства исходя из сроков, установленных для управлений Главным управлением федерального казначейства.
Подлинники годовых отчетов представляются главными бухгалтерами управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации в соответствии с установленным Минфином России графиком сдачи отчетов. Подлинники отчетов должны соответствовать ранее представленным отчетам в электронном виде. В случае представления нижестоящим органом федерального казначейства в вышестоящий орган федерального казначейства отчетности только в электронном виде отчетность на бумажных носителях хранится в нижестоящем органе федерального казначейства.
Р. Артюхин,
начальник отдела - главный бухгалтер
Главного управления федерального казначейства Минфина России
"Финансовая газета", N 14, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71