г. Краснодар |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А53-21486/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Джугелия А.З. (доверенность от 31.12.2017), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Чинчяна В.Г. (доверенность от 15.03.2018), Тупица Е.В. (доверенность от 20.07.2017), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ростовводоканал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2017 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (судьи Соловьёва М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-21486/2017, установил следующее.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительными предписаний от 18.05.2017 N 1461, от 10.07.2017 N 2012.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2017, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы законностью обжалуемых предписаний инспекции.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество не несет ответственность за отсутствие водоснабжения в квартире N 3 по ул. Российской г. Ростова-на-Дону, так как из пояснений жильца Зиминой А.П. усматривается, что водоснабжение отсутствует с момента проведения управляющей организацией (ООО "УК Филипп Первомайского района") ремонтных работ во внутридомовых водопроводных сетях, находящихся в указанной квартире в неудовлетворительном состоянии. С момента заключения договора управления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме является ООО "УК Филипп Первомайского района". Общество не является исполнителем коммунальных услуг в данном доме. Вне зависимости от содержания договора на управление многоквартирным домом фактическое потребление коммунальных услуг свидетельствует о наличии договорных правоотношений между потребителем и управляющей организацией с одной стороны, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, - с другой. Отсутствие договора энергоснабжения не влияет на правоотношения сторон соглашения, поскольку из конклюдентных действий собственников помещений дома по потреблению коммунальной услуги все стороны (потребители, исполнитель, сбытовая организация) оказываются связанными договорными правоотношениями по приведенной выше модели в силу прямого указания закона.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании поступившего обращения гражданки Зиминой С.П., в том числе по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению в квартире N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону, и распоряжения от 04.04.2017 N 2759 инспекция провела проверку соблюдения управляющей организацией ООО "УК Филипп Первомайского района" внеплановую выездную проверку обязательных требований по содержанию, ремонту общего имущества и предоставлений коммунальных услуг в указанном доме, нарушения не выявила, что зафиксировала в акте от 17.04.2017 N 2759.
В ходе проверки установлено, что исполнителями коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме являются ресурсоснабжающие организации. Это обстоятельство повлекло необходимость проведения внеплановой проверки этих организаций, в том числе общества (письмо от 18.04.2017 N 37/8575-ОГ).
Инспекция на основании распоряжения от 19.04.2017 N 3262 провела внеплановую выездную проверку соблюдения обществом обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению в квартире N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону. В акте проверки от 18.05.2017 N 3262 отражено, что указанная квартира расположена на 1-м этаже многоквартирного дома. При открытии водоразборных кранов на внутриквартирной разводке квартиры N 3 коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствует. Общество, являясь исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению и выставляя абоненту, проживающему в квартире N 3, счета за потребленную коммунальную услугу по нормативу потребления, не обеспечило в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) бесперебойное предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
По данному факту вынесено предписание от 18.05.2017 N 1461, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.06.2017 принять меры, направленные на обеспечение указанной квартиры коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
На основании распоряжения инспекции от 27.06.2017 N 5175 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания от 18.05.2017 N 1461, по результатам которой составлен акт от 10.07.2017 N 5175 и вынесено повторное предписание от 10.07.2017 N 2012, которым на общество вновь возложена обязанность в срок до 28.02.2017 принять меры, направленные на обеспечение указанной квартиры коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
Общество обжаловало предписания административного органа в арбитражный суд.
По общему правилу, установленному частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), на организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возложена ответственность за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354). При этом на него возложена обязанность предоставления потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункта 3 Правил N 354).
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает в том числе плату за холодную воду.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса).
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа перечисленных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354 (пункт 8 Правил N 354).
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 9 Правил N 354).
Таким образом, ресурсоснабжающая организация в случаях, определенных Правилами N 354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
В отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения управляющая организация не может осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями и такими ресурсоснабжающими организациями не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией осуществляется ресурсоснабжающей организацией на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), исходя из которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет ресурсоснабжающая организация.
В материалах дела отсутствуют доказательства заключения ресурсоснабжающей организацией (общество) договора ресурсоснабжения с управляющей организацией (ООО "УК Филипп Первомайского района"). При этом общество осуществляло собственнику квартиры N 3 многоквартирного дома N 14 по ул. Российской в г. Ростове-на-Дону начисление платы за холодное водоснабжение, вело лицевой счет (письмо от 16.05.2017 N 8199) (л. д. 82 - 89 т. 1).
Признавая законными предписания инспекции, судебные инстанции сочли их направленными на устранение выявленных нарушений, содержащими указания о нарушениях и сроках их устранения. Изложение содержания предписаний, по мнению суда, не содержит различных толкований, они являются четкими и понятными, в связи с чем, нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлены.
Суд отклонил доводы общества о неисполнимости оспариваемых предписаний в связи с отсутствием у него обязанности по содержанию внутридомовых и внутриквартирных инженерных сетей, указав, что из акта проверки от 14.09.2017 N 6724 следует, что предписание от 10.07.2017 N 1461 обществом исполнено.
В суде апелляционной инстанции представитель инспекции указал, что при составлении данного акта проверки допущена опечатка в указании номера предписания N 1461, фактически исполнены два предписания - от 18.05.2017 N 1461 и 10.07.2017 N 2012.
Между тем, в обжалуемых судебных актах в нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны мотивы, по которым суд отверг доказательства, представленные обществом в материалы дела, а также принял или отклонил приведенные в обоснование его требований и возражений доводы об отсутствии у него как законно установленной возможности следить за техническим состоянием водопроводных сетей внутри многоквартирного жилого дома и конкретного жилого помещения (квартиры N 3) в нем, так и обязанности по содержанию этих сетей в должном техническом состоянии, позволяющим осуществлять их нормальную и безопасную эксплуатацию.
Из имеющихся в материалах дела копий: жалобы Зиминой С.П. (л. д. 46 т. 1) усматривается, что из "дома была извлечена несущая конструкция,.. чтобы в доме не было воды"; письма общества от 16.05.2017 (л. д. 82 т. 1) - о том, что в квартире N 3 отключение холодного водоснабжения не производилось; акта обследования, составленного обществом и управляющей компанией 25.08.2017, - о том, что наружные и внутридомовые сети водоснабжения дома N 14 по улице Российской города Ростова-на-Дону находятся в исправном состоянии, аварий не обнаружено. В соседней с квартирой N 3 квартире (N 2), имеющей не только смежные стены с квартирой N 3, но и общие водопроводные сети, ведущие из общеподъездной площадки перед квартирами N 2 и 3, водоснабжение осуществляется из всех точке разбора воды. В квартирах N 2 и 3 давление воды соответствует нормативам потребления. В квартире N 3 замерялось давление воды только в трубе, подающей воду в унитаз, поскольку иные водопроводные сети внутри жилого помещения находятся в неудовлетворительном состоянии. Установить техническое состояние крана на кухне квартиры N 3 не представилось возможным из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния (со слов Зиминой С.П. установлен в 2009 году).
Из акта проверки от 17.04.2017 инспекции (л. д. 75 т. 1) также следует, что нарушения в деятельности управляющей компании не выявлены; из письма инспекции от 18.04.2017 в адрес Зиминой С.П. (л. д. 77 т. 1) - что изменений в конструктивных конструкциях общего имущества многоквартирного дома нет, факты переоборудования отсутствуют; из ответа общества инспекции от 03.07.2017 (л. д. 103 т.1) - что водопроводная сеть по адресу Российская, 14, арендуемая и эксплуатируемая обществом, находится в технически исправном состоянии, жалобы и заявки от жителей дома не поступали. Давление воды соответствует нормативу, установленному СП 31.13330.2012, водоснабжение дома осуществляется в полном объеме.
Однако оценку этим доказательствам и доводам общества в этой части судебные инстанции не дали, ссылки на доказательства, опровергающие эти документы, в материалах дела отсутствуют.
Не опроверг суд и ссылку общества на наличие этих обстоятельств, зафиксированных в письме общества в адрес управляющей компании от 21.08.2017 (л. д. 116 т. 1).
Между тем, из содержания части 4 статьи 17 Жилищного кодекса усматривается, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1 статьи 30 Жилищного кодекса).
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса).
Согласно подпунктам "а - д" пункта 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Внутриквартирное оборудование - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг (пункт 2 Правил N 354).
Внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы. Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем (пункта 2 Правил N 354).
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено (пункт 21 Правил N 354).
В состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)).
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (пункт 5 Правил N 491).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт "д" пункта 10 Правил N 491).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса (пункт 16 Правил N 491).
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (подпункт "а" пункта 30 Правил N 491).
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41 Правил N 491).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы. Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем (пункта 2 Правил N 354).
Следовательно, проверка доводов общества о том, что выявленное в ходе проверки отсутствие коммунальной услуги по холодному водоснабжению на внутриквартирной разводке квартиры N 3 не обусловлено нарушением обществом обязанностей по надлежащему содержанию водопроводных сетей, находящихся в зоне его эксплуатационной ответственности, в технически исправном состоянии, может повлиять на правильное рассмотрение вопроса о законности (незаконности) обжалуемых предписаний.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые по неполно исследованным доказательствам и доводом участвующих в деле лиц, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков в суд первой инстанции, так как в силу пункта 3 частей 1, 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А53-21486/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.