г. Краснодар |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А01-312/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ОГРН 1030100529546, ИНН 0105038964), ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (ИНН 0105019721, ОГРН 1020100709694), Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 (судья Нефёдов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А01-312/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании 1 097 326 рублей 89 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея (далее - министерство).
Решением суда от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.06.2015, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 097 326 рублей 89 копеек убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения Карпенкову Р.Л.
Судебные акты мотивированы ненадлежащим исполнением Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья Карпенкову Р.Л., возникновение у администрации убытков, а также наличие причинной связи между этими обстоятельствами. Обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся, вне зависимости от формы ее реализации, является расходным обязательством Российской Федерации и не подлежит возмещению за счет средств городского бюджета муниципального образования.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2015 решение суда от 23.03.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.06.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебный акт мотивирован необоснованностью вывода о наличии обязанности по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, за счет средств федерального бюджета. Суду указано на необходимость учета правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, определения круга лиц, которых необходимо привлечь к участию в деле, установления характера правоотношений сторон и применения подлежащих применению норм права.
При новом рассмотрении дела определением от 04.04.2017 суд исключил министерство из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлек его в качестве соответчика.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2017, исковые требования удовлетворены в части.
С Республики Адыгея за счет средств казны Республики Адыгея в лице министерства в пользу администрации взыскано 1 097 326 рублей 89 копеек убытков. В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что действующее законодательство не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005. Порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, и компенсация расходов на обеспечение жильем данной категории лиц за счет средств субъекта Российской Федерации не предусмотрена. Следовательно, обязанность по компенсации таких расходов в местный бюджет за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Карпенков Р.Л. с 04.06.2012 состоит на учете в администрации в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущий, а также включен в список ветеранов боевых действий (на основании статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах") и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения (на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную площадь").
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.10.2013 по делу N 2-3059/2013 на администрацию возложена обязанность предоставить Карпенкову Р.Л. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м на территории муниципального образования "Город Майкоп".
Во исполнение данного решения на основании муниципального контракта от 29.08.2014 N 03763000001140002860119214-01 администрация приобрела однокомнатную квартиру общей площадью 33,6 кв. м, расположенную по адресу:
г. Майкоп пер. Путейский д. 23 кв. 8, стоимостью 1 097 326 рублей 89 копеек, что подтверждается заявками на кассовый расход от 09.10.2014 N 00000533 и 00000534 на общую сумму 1 097 326 рублей 89 копеек, платежными поручениями от 09.10.2014 N 449848 и 450051, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 21.11.2014 серии 01-АА N 642694.
27 ноября 2014 года администрация передала Карпенкову Р.Л. указанную квартиру по договору социального найма N 93.
Полагая, что, исполнив решение суда по предоставлению жилого помещения Карпенкову Р.Л. за счет собственных средств, администрация понесла убытки в размере 1 097 326 рублей 89 копеек, истец обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) (статьи 14, 50), Жилищного кодекса (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судебные инстанции обоснованно указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьями 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
С учетом изложенного и статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице министерства, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Этот вывод суда согласуется с правовым подходом, сформированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, 11.07.2016 N 305-ЭС16-8808, 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, 04.12.2017 N 304-ЭС17-17657, 11.01.2018 N 308-ЭС17-20638, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Суд также учел, что в 2016 - 2017 годах администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретением жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) в общем размере 65 408 899 рублей 94 копейки. Однако, министерство сообщило об отсутствии правовых оснований предоставления указанных денежных средств.
Администрация, предоставив во исполнение судебного акта общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, тогда как орган государственной власти субъекта обязанность по компенсации понесенных администрацией расходов не выполнил.
Доводы кассационной жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея возражений не содержат и, соответственно, в силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверке судом кассационной инстанции не подлежат.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А01-312/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.