г. Краснодар |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А63-11425/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие истца - Управления экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, ответчика - индивидуального предпринимателя Софяна Геннадия Эдуардовича (ОГРНИП 304262623800039), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Софяна Геннадия Эдуардовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.08.2017 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А63-11425/2017, установил следующее.
Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю Софяну Г.Э. (далее - предприниматель) о признании недействительным договора от 03.06.2016 N 139 на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, расположенном в г. Ессентуки, Лечебный парк, Центральная аллея Курортного парка; применении последствий недействительности указанной сделки.
Решением суда от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.11.2017, исковые требования управления удовлетворены.
Суд признал недействительным (ничтожным) договор от 03.06.2016 N 139 и обязал предпринимателя демонтировать нестационарный торговый объект (детский аттракцион).
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что детский игровой аттракцион является парковым сооружением, функционирует в лечебных и оздоровительных целях. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения ущерба природным ресурсам размещением детского аттракциона.
В отзыве на жалобу управление просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с извещением от 07.04.2016 N ОА07042016-02 (с учетом изменения от 28.04.2016) на аукцион выставлено право на заключение договора на размещение нестационарного объекта по оказанию услуг, в том числе по лоту N 02/57 для размещения на Центральной аллее Курортного парка (напротив источника N 17) детского аттракциона (открытая площадка) на площади 100 кв. м на период с 01.06.2016 по 31.05.2020.
Предприниматель подал заявку на участие в открытом аукционе на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Центральная аллея Курортного парка (напротив источника N 17), специализация - детский аттракцион, лот N 02/57.
В соответствии с протоколом от 11.05.2016 предприниматель признан единственным, подавшим заявку, аукцион признан несостоявшимся.
03 июня 2016 года управление и предприниматель заключили договор N 139 на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по предоставлению услуг).
15 июля 2016 года управление выдало предпринимателю разрешение N 140 на размещение нестационарного объекта по оказанию услуг детского игрового аттракциона на срок с 03.06.2016 по 02.06.2020. Место фактического размещения нестационарного объекта по оказанию услуг на территории города Ессентуки: Центральная аллея Курортного парка, площадь 100 кв. м в соответствии с договором от 03.06.2016 N 139.
31 августа 2016 года Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура вынесла протест N 7-51/2016/2514 на разрешение от 15.07.2016 N 140, как выданное в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.09.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - постановление N 1425). Прокуратурой вынесен протест и на постановление администрации города-курорта Ессентуки от 04.04.2016 N 463 "О порядке размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" о недопустимости размещения нестационарных торговых объектов на территории Курортного парка города-курорта Ессентуки в границах первой зоны округа санитарной охраны курорта Ессентуки.
В претензии от 07.04.2017 N 532 управление предложило предпринимателю в добровольном порядке считать договор от 03.06.2016 N 139 недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия недействительности (ничтожной) сделки.
Ответ на претензию не поступил, предприниматель место размещения нестационарного торгового объекта не освободил, что послужило основанием для обращения управления в суд.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" (далее - постановление N 14), город Ессентуки признан курортом федерального значения.
Согласно пункту 1 постановления N 14 границы и режим округа санитарной охраны определены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" (далее - постановление N 300).
Данным постановлением в границах курортов установлены границы первой, второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В приложении к постановлению N 300 приведены условные точки границ этих зон.
В соответствии с пунктом 12 постановления N 1425 на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
Сведения о границах первой зоны санитарной (горно-санитарной охраны) курорта федерального значения Ессентуки внесены в государственный кадастр недвижимости 19.03.2011.
Во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 (дело N А63-10682/2015) на земельный участок с кадастровым номером 26:30:010220:235 площадью 308 851 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Лечебный парк, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "под Лечебный парк", 14.03.2016 зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, номер регистрации 26-26/035-26/035/202/2015-3123/1.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, территория земельного участка с кадастровым номером 26:30:010220:235, а также территория Курортного лечебного парка города Ессентуки полностью входит в границы первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки, в которой запрещено осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными нормами права, суды правомерно исходили из того, что рассматриваемый земельный участок входит в границы первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки, на территории которой запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. Предусмотренное в пункте 12 постановления N 1425 строительство парковых сооружений не связано с осуществлением в границах первой зоны санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки (зона строго режима) хозяйственной деятельности по размещению каких-либо аттракционов и осуществлению иной деятельности, не связанной с исследованием и использованием природных ресурсов (месторождений минеральных вод) курорта федерального значения Ессентуки.
Аналогичные правовые выводы сделаны судами по делу N А63-16918/2016. Вступившими в законную силу судебными актами по названному делу установлено, что разрешение от 15.07.2016 N 140 выдано предпринимателю в нарушение требований статьи 16 Закона N 26-ФЗ и постановления N 1425.
Таким образом, договор от 03.06.2016 N 139 на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по предоставлению услуг), заключенный управлением и предпринимателем на срок с 03.06.2016 по 02.06.2020, обоснованно признан ничтожной сделкой.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.08.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А63-11425/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.