г. Краснодар |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А63-16897/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от заявителя - индивидуального предпринимателя Устарова Идриса Шапиевича (ИНН 262001282806, ОГРН 307264102500030, паспорт), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю (ИНН 2609020800, ОГРН 1042600409994) - Овжиева Г.К. (доверенность от 12.09.2017), Моисеевой Н.А. (доверенность от 31.01.2018), Ульченко Г.Г. (доверенность от 31.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (ИНН 2635329994, ОГРН 1042600329991), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Устарова Идриса Шапиевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2017 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-16897/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Устаров Идрис Шапиевич (далее - предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 24.08.2015 N 09-09/13, к Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) о признании недействительным решения от 26.11.2015 N 06-45/019796@ (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 30.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2017, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 06.07.2015 N 09-09/12 и вынесено решение от 24.08.2015 N 09-09/13, которым предпринимателю к уплате начислено 2 242 494 рубля НДС, 2 313 421 рубль 90 копеек НДФЛ, 1 222 рубля земельного налога, соответствующие суммы пени и штрафа.
Предприниматель, не согласившись с указанным решением инспекции, обратился в Управление с апелляционной жалобой.
Решением Управления от 26.11.2015 N 06-45/019796@ жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, составляет не менее 70%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса).
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 346.3 Кодекса, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса при исчислении НДС объектом налогообложения признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу пункта 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса исчисление и уплату НДФЛ в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в том числе, налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Суды установили, что с 01.01.2011 по 31.12.2012 предприниматель находился на общей системе налогообложения, с 01.01.2013 - на системе налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН). В качестве основного вида деятельности предпринимателем заявлена оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными.
Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено, что фактически в проверяемый период заявитель осуществлял деятельность по убою скота на принадлежащем предпринимателю убойном цехе и реализации мяса.
Суды по материалам налогового органа установили, что предприниматель осуществлял реализацию охлажденного мяса по следующим адресам: г. Краснодар, пос. Пашковский, ул. Горького 43/1, магазин "Магнит", и г. Краснодар, пос. Северный, ул. 4-я Дорожная 20, индивидуальный предприниматель Баяндурян А.Г.
Представленными индивидуальным предпринимателем Баяндуряном А.Г. документами и протоколом допроса указанного лица подтверждаются факты осуществления налогоплательщиком поставки мяса без потребительской тары, в том числе субпродуктов.
В материалах проверки имеются договоры об оказании ветеринарных услуг от 01.08.2011 N 10, от 01.08.2012 N 19, от 02.09.2013 N 11, заключенные предпринимателем с ГБУ СК "Степновская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Кроме того, указанным учреждением представлены корешки выданных предпринимателю на основании его заявлений ветеринарных свидетельств на вывоз охлажденного мяса, которые содержат сведения о количестве мяса, месте убоя овец, месте отправления охлажденного мяса, данные о транспортных средствах, осуществляющих перевозку товара, а также наименование пункта и адреса получателей груза.
В ходе проведения допроса начальник ГБУ СК "Степновская районная станция по борьбе с болезнями животных" Мамай С.В. подтвердила достоверность сведений, указанных в представленных корешках ветеринарных свидетельств.
Согласно протоколу допроса заведующего ветеринарной лечебницей в с. Степном Сартлатова Б.Б. от 26.11.2014 N 181 указанное лицо оказывало предпринимателю ветеринарные услуги в отношении мяса скота, приобретенного у физических лиц.
Протоколами опросов Чекмарь В.И., Парасотченко А.Г., Майстренко О.А., Магомедова Д.М., подтверждается, что указанные лица занимались выращиваем мелкого рогатого скота и его реализацией налогоплательщику за наличный расчет. Услуги по убою скота, подготовке документов и дальнейшей реализации продукции предприниматель указанным лицам не оказывал.
В ходе проверки налогоплательщиком также предоставлены документы, подтверждающие взаиморасчеты с ГБУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Краснодара" на основании договора от 28.03.2011 N 1188.
Согласно ответу Отдела имущественных и земельных отношений администрации Степновского муниципального района Ставропольского края договорные отношения с заявителем за период с 01.01.2011 года по 31.12.2013, в том числе относительно аренды земельных участков, отсутствовали.
Налоговая декларация по ЕСХН за 2013 год заявителем не представлена.
В ходе проведения допроса предприниматель указал, что им оказывались услуги по убою скота, по оформлению соответствующих документов, а также предоставлению принадлежащего ему автотранспортного средства для осуществления перевозок мяса. Таким образом, фактически реализованная им продукция принадлежит иным лицам.
Вместе с тем суды установили, что указанный довод противоречит сведениям, полученным в ходе проведения допросов физических лиц - поставщиков скота.
Суды установили, что предприниматель в полном объеме не представил документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, сославшись на их хищение 13.11.2011.
Вместе с тем согласно ответу отдела МВД РФ по Степновскому району, документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности заявителя за проверяемый период, предпринимателем в перечне похищенного имущества не поименованы.
Кроме того, с учетом довода налогоплательщика о хищении документации в 2011 году, заявителем не пояснено, как указанное обстоятельство соотносится с непредставлением соответствующих документов за 2012 - 2013 годы.
Суды также указали, что в соответствии с требованиями действующего законодательства факт утраты документов также подлежит фиксации в установленном порядке во внутреннем учете лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Вместе с тем подобные сведения предпринимателем не представлены.
В связи с непредставлением налогоплательщиком первичных бухгалтерских и иных документов, необходимых для определения размера полученных им доходов, произведенных расходов и налоговых обязательств, налоговым органом в иные инспекции Ставропольского края направлены соответствующие запросы о предоставлении информации в отношении налогоплательщиков, аналогичных заявителю. Согласно полученным ответам предоставить такую информацию не представилось возможным.
Учитывая отсутствие в налоговом органе указанных сведений, расчет налоговых обязательств заявителя произведен инспекцией расчетным путем на основании иной информации о налогоплательщике, имеющейся у налогового органа (налоговые декларации, выписки банка, материалы, полученные от налогоплательщика, контрагентов и иных организаций).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе произведенные инспекцией расчеты налоговых обязательств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае заявитель не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Следовательно, с 01.01.2013 предприниматель считается утратившим право на применение ЕСХН и переводится на общую систему налогообложения, соответственно, является плательщиком НДФЛ и НДС.
В связи с выявленными в ходе проведения проверки фактами занижения предпринимателем выручки от реализации, непредоставлением налогоплательщиком документов, а также отсутствием документов в подтверждение понесенных затрат, инспекцией определена выручка с предоставлением профессионального налогового вычета в размере 20% общей суммы доходов, полученных заявителем от предпринимательской деятельности при исчислении НДФЛ.
Кроме того, инспекцией расчетным методом определена налоговая база по НДС и установлены суммы неуплаченного налога, подлежащие отражению в налоговой декларации и уплате в бюджет за соответствующие периоды.
Одновременно с этим суды указали, что согласно статье 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, в том числе, при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вместе с тем применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер.
Предприниматель не представил доказательств, опровергающих доводы и расчеты сумм неуплаченных налогов инспекции.
Относительно начисления предпринимателю к уплате суммы земельного налога суды указали следующее.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 396 Кодекса, действовавшего до 01.01.2015, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Суды установили, что в собственности предпринимателя имеется земельный участок с кадастровым номером N 26:28:20121:281 - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1 300 м2; земельный участок с кадастровым номером N 26:28:20117:189 - прочие земельные участки, площадь 20 776 м2.
В ходе проведения проверки установлен факт использования земельного участка с кадастровым номером N 26:28:20117:189 в предпринимательской деятельности.
За 2011 - 2013 годы предпринимателем в установленный законом срок декларации по земельному налогу не представлены, в связи с чем инспекцией произведены начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером N 26:28:20117:189 с учетом его кадастровой стоимости.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у налоговых органов правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
Судебными инстанциями также сделан вывод о пропуске предпринимателем срока на обжалование в суд ненормативных правовых актов налоговых органов.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суды установили, что предприниматель ссылался на пропуск срока в связи с фактом возбуждения уголовного дела, однако признали указанную причину неуважительной, как не препятствующую возможности своевременно обратиться в арбитражный суд.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу N А63-16897/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.