г. Краснодар |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А32-36349/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Трифоновой Л.А. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов и конструкций" (ИНН 2352033562, ОГРН 1022304739467) - Самохвалова С.С. (доверенность от 15.01.2018), Максименко В.И. (доверенность от 19.01.2018), Солдатова С.А. (доверенность от 19.01.2018), от третьего лица - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани - Гордиенко В.В. (доверенность от 15.12.2017), в отсутствие истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод строительных материалов и конструкций" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А32-36349/2017, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Завод строительных материалов и конструкций" (далее - общество) о взыскании 9 737 655 рублей 12 копеек стоимости безучетно потребленной электроэнергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Кубаньэнерго" (далее - сетевая организация).
Решением суда от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2018, исковые требования удовлетворены. Суды исходили из того, что ответчиком допущены нарушения в виде использования неисправного прибора учета с просроченным межповерочным интервалом трансформаторов.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, спорный прибор учета находится в зоне ответственности сетевой организации. Прибор учета установлен сетевой организацией и в собственность общества не передавался. Доступ общества к прибору учета ограничен. Акт разграничения балансовой принадлежности от 06.04.2005 является приложением к ранее действовавшему и прекращенному договору. Замена прибора учета (счетчика) свидетельствует о факте внесения изменений в балансовую принадлежность и ответственность за эксплуатацию прибора учета. Завод-изготовитель трансформаторов тока - ООО "Армавирский электротехнический завод", проверив после составления акта о безучетном потреблении электроэнергии указанные трансформаторы тока, определил их соответствие требованиям нормативно-технической документации (НТД) и отсутствие дефектов, что свидетельствует об отсутствии безучетного потребления электроэнергии.
В отзыве на кассационную жалобу сетевая организация просила судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, состоявшемся 07.08.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 14.08.2018, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества и сетевой организации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, компания (гарантирующий поставщик) и общество (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 30.12.2011 N 910082. Потребитель обязан соблюдать установленные договором условия оплаты, оплачивать все начисления, предусмотренные договором (пункт 3.3.1); поддерживать в надлежащем состоянии находящиеся у него в собственности или на ином законном основании средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электроэнергии и мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течение всего срока действия договора требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств (пункт 3.3.7); незамедлительно сообщать сетевой организации (владельцу объектов электросетевого хозяйства) обо всех нарушениях схемы учета и неисправностях в работе расчетных приборов учета, о нарушениях защитных и опломбированных устройств (пункт 3.3.17); беспрепятственно допускать уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации (владельца объектов электросетевого хозяйства) к приборам учета электроэнергии (мощности), установленным в электроустановках потребителя, в целях осуществления контроля по приборам учета за соблюдением установленных режимов потребления электроэнергии (мощности), проведения замеров качества электроэнергии, проведения контрольных проверок расчетных счетчиков и схем учета на месте установки, проверок соблюдения технических требований (пункт 3.3.16).
Количество фактически поданной гарантирующим поставщиком и принятой потребителем электроэнергии (мощности) определяется по разности показаний расчетных средств измерений на конец и начало расчетного периода, с учетом корректировки предусмотренной в пунктами 4.4 - 4.7 договора. Типы, номера, комплектность, технические параметры, места установки расчетных средств измерения указываются в приложении N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 точкой поставки является ТУ N1 Кирпичный завод, расположенный по адресу: ст. Тамань, ул. Победы, 2 (место установки учета - ТП: 256 Фидер: ТМ-5 Шина 6 кВ, присоединенная, разрешенная мощность - 200,0 кВт, категория надежности 3, тип и номер расчетного электросчетчика - N 6N013822, расчетный коэффициент учета - 80).
В соответствии с подписанным сетевой организацией и обществом актом разграничения балансовой принадлежности от 06.04.2005 границами раздела балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию между сетевой организаций и потребителем являются контактные присоединения трансформаторов тока и контакты присоединения кабеля на выходе из автомата ф 1,2 ПТ ТМ5-256.
Согласно пункту 2 (особые условия) акта разграничения балансовой принадлежности ответственность за целостность пломб и сохранность приборов учета на ТП - ТМ 5-256, несет общество. Наружное освещение объектов светильники, цепи управления, коммутационные аппараты, приборы учета и другое находятся на балансе потребителя (пункт 3).
24 ноября 2016 года сотрудники сетевой организации в присутствии директора общества Максимеико В.И. провели проверку прибора учета, по результатам которой выявили неисправность прибора учета и установили факт истечения срока поверки прибора учет. Представителями сетевой организации установлено, что вторичный ток трансформаторов тока не является кратным коэффициенту трансформации (занижен); потребитель не уведомил сетевую организацию о неисправности системы учета энергии; выявлен факт истечения срока поверки прибора учета. По результатам проверки составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.11.2016 N 14060120, а также акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до 1000 В от 24.11.2016 N 15072728.
На основании акта от 24.11.2016 N 14060120 компания произвела расчет стоимости безучетно потребленной электроэнергии с 25.01.2016 по 24.11.2016 в размере 9 737 655 рублей 12 копеек.
Поскольку общество не уплатило спорную сумму, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), безучетное потребление - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Оценив в совокупности договор энергоснабжения, акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок, технические условия, суды установили, что ответственность за сохранность и целостность прибора учета, в том числе элементов системы учета (трансформаторов тока) возложена на общество.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. В случае если собственник прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, не является собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета был установлен и допущен к эксплуатации, то, если иное не установлено соглашением между указанными собственниками: собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с названным документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета; собственник прибора учета (в рассматриваемом случае общество) несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, а если такой прибор учета входит в состав измерительного комплекса или системы учета - также по поверке измерительных трансформаторов. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей названного документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункту 180 Основных положений N 442 лицо, являющееся собственником расчетного прибора учета или энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в границах которых установлен расчетный прибор учета, принадлежащий другому лицу, при выявлении фактов его неисправности или утраты, истечения межповерочного интервала обязано немедленно сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно пункту 1.1 договора энергоснабжения от 30.12.2011 N 910082 граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителем определяется актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности сторон за эксплуатацию электроустановок.
В материалы дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности от 06.04.2005. Указанный акт не имеет ссылок на какой-либо договор. Общество подписало договор энергоснабжения N 910082, содержащий указание на разграничение эксплуатационной ответственности согласно акту разграничения балансовой принадлежности. Доказательств того, что сетевой организацией и обществом переоформлялся акт разграничения балансовой принадлежности в материалы дела не представлено. Сторонами не предпринимались меры (до возникновения спора), направленные на изменение границ балансовой принадлежности, установленных указанным актом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанный акт является соглашением его сторон об определении границ балансовой принадлежности в рамках длящихся правоотношений по поставке электроэнергии. Оснований для признания указанного акта прекратившим свое действие не имеется.
Суд апелляционной инстанции указал, что факт замены элементов узла учета, в отсутствие изменения схемы электроснабжения, не свидетельствует о том, что указанный акт прекратил свое действие. Непринятие мер по согласованию иных границ ответственности сторон с 2011 года, свидетельствует о том, что стороны полагали действующим ранее достигнутое соглашение об определении границ балансовой и эксплуатационной ответственности.
Актом разграничения балансовой принадлежности предусмотрена возможность доступа ответчика к прибору учета по согласованию с сетевой организацией. При этом доказательств обращения ответчика к сетевой организации о предоставлении доступа к прибору учета в материалы дела не представлено. Кроме того, о сроке истечения межповерочного интервала трансформаторов тока ответчику стало известно 24.01.2015 при проведении предыдущей проверки.
Так, в материалы дела представлен акт предыдущей проверки узла учета потребителя от 24.01.2015, подписанный со стороны потребителя. В нем указано, что дата следующей поверки прибора учета и трансформаторов тока - I квартал 2016 года.
Актом от 24.11.2016 N 15072728 допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до 1000В, установлено, что срок поверки трансформаторов тока истек в I квартале 2016 года.
Выявленный факт неучтенного потребления электроэнергии связан с неисправностью элементов системы учета, а именно трансформаторов тока (пункт 2 акта от 24.11.2016 N 14060120, пункты 6 и 7 акта от 24.11.2016 N 15072728).
Установление факта неисправности прибора учета (несоответствия его показаний объему потребленного ресурса) само по себе в силу приведенных норм нрава без относительно наличия или отсутствии факта вмешательства потребителя (его вины) свидетельствует о безучетном потреблении энергоресурса и влечет обязанность по его оплате.
В рассматриваемом случае допущенные ответчиком нарушения в виде использования прибора учета с просроченным межповерочным интервалом трансформаторов тока свидетельствуют о безучетном потреблении электрической энергии.
Общество, обнаружив неисправность прибора учета и истечение срока поверки измерительных трансформаторов тока и напряжения, должно было немедленно сообщить об этом гарантирующему поставщику или сетевой организации.
Факт неисправности прибора учета выявила сетевая организация, поэтому общество считается нарушившим нормы Основных положений N 442 и пункта 3.3.17 договора, и его бездействие подпадает под квалификацию безучетного потребления электроэнергии.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которые были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, не опровергают выводов судов по существу спора, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судами, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены судебных актов.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Кассационная жалоба рассмотрена, поэтому приостановление исполнения судебных актов по рассматриваемому делу, произведенное на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2018, утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А32-36349/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.