г. Краснодар |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А61-2998/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания (судья Акимцева С.А.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Никоненко О.Л. (доверенность от 11.01.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Хамицевой Н.Р. (доверенность от 17.01.2018), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.09.2017 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-2998/2017, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 14.06.2017 по делу N 04-16/07-05-17.
Решением от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2017, в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 14.06.2017 по делу N 04-16/07-05-17 отказано. Судебные акты мотивированы тем, что реклама общества, опубликованная в газете "Северная Осетия", нарушает требования части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению заявителя, опубликованное обществом сообщение в газете "Северная Осетия" от 16.05.2017 N 83 не носит характер рекламы или стимулирующего мероприятия, не является объектом рекламирования услуг по приему платежей; указанное обращение адресовано определенному кругу лиц - потребителям природного газа в г. Владикавказе.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить без изменения судебные акты, указав на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы; представитель антимонопольного органа высказался против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела общество в газете "Северная Осетия" от 16.05.2017 N 83 (27319) опубликовало рекламную информацию следующего содержания: "Уважаемые абоненты! ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" проводит акцию среди абонентов - потребителей природного газа в г. Владикавказе. Заплати за газ и получи приз! В акции принимают участие абоненты г. Владикавказа, оплатившие газ в период с 1 по 31 мая 2017 года и не имеющие дебиторской задолженности. Обладатели ценных призов будут определены 15 июня 2017 года в 12:00 в Центре обслуживания клиентов по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста, 217".
Решением от 14.06.2017 по делу N 04-16/07-05-17 антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу общества, опубликованную в выпуске газеты "Северная Осетия" N 83 от 16.05.2017, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В решении антимонопольный орган сделал вывод о том, что в акции могли принять участие не все потребители газа, а только те, кто осуществил оплату в течение мая 2017 года и не имел дебиторской задолженности. Так как информация о проведении акции опубликована 16.05.2017, общество могло располагать сведениями о лицах, оплативших газ с 16.05.2017 по 31.05.2017, в отличие от сведений о лицах, имеющих задолженность. Определив рекламную информацию общества, как рекламу стимулирующего мероприятия - акцию, антимонопольный орган проверил ее на соответствие требованиям статьи 9 Закона о рекламе, согласно которой реклама должна содержать сроки проведения мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках и месте и порядке их получения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что данная реклама общества не соответствует требованиям указанной нормы Закона, что является нарушением требований части 7 статьи 5 и статьи 9 Закона о рекламе.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела акция "Заплати за газ и получи приз" завершена, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу не выдавалось.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе. Целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Суды установили, что информация о проведении акции среди абонентов - потребителей природного газа, размещенная газете "Северная Осетия" от 16.05.2017 N 83 (27319), распространена путем тиражирования в газете "Северная Осетия". Объектом рекламирования являются услуги общества по приему платежей за природный газ. Исходя из формулировки "заплати за газ и получи приз" акция направлена на стимулирование абонентов к оплате газа с 01.05.2017 пo 31.05.2017. Суть рекламируемой акции - предоставление ценных призов потребителям, оплатившим газ в указанный период и не имеющим дебиторской задолженности. В соответствии с установленными обществом условиями акции каждое из лиц, имеющих право на участие в акции, должно отвечать совокупности следующих условий: наличие у абонента задолженности по оплате газа по состоянию на 01.05.2017 и погашение абонентом имеющейся задолженности с 01.05.2017 по 31.05.2017.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что информация о проведении обществом акции среди абонентов - потребителей природного газа в г. Владикавказе, является рекламой стимулирующего мероприятия - акции, направленной на уменьшение задолженности потребителей за природный газ; в указанной акции могли принять участие не все потребители природного газа, находящиеся на территории г. Владикавказа, а только те, кто осуществил оплату в течение мая 2017 и не имел дебиторской задолженности. Учитывая, что информация о проведении акции опубликована 16.05.2017, на указанную дату общество не могло располагать сведениями о лицах, оплативших газ с 16.05.2017 по 31.05.2017, поскольку на дату выхода номера газеты с информацией о проведении обществом акции реализация возможности оплаты абонентами задолженности зависела лишь от воли и материального положения абонентов. Довод общества о том, что размещенная в газете информация является объявлением, ошибочен.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, изложенным в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Статьей 9 Закона о рекламе установлено, что в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что в результате опубликования рекламы стимулирующего мероприятия с нарушением установленных Законом о рекламе требований потребители рекламы лишены существенной информации о рекламируемой акции. В силу части 5 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Отсутствие существенной для потребителей рекламы общества информации - сроков проведения акции, является нарушением Закона о рекламе.
Из пункта 27 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" (далее - постановление N 58) следует, что нормы статьи 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что реклама направлена только потребителям общества, уже приобретшим товар (природный газ) в апреле 2017 года, поскольку реклама не содержит однозначного указания на то, что она адресована исключительно физическим лицам, являющимся должниками перед обществом - оплата услуг за газ не является понятием, равнозначным оплате задолженности за газ. Согласно содержанию рекламного объявления, размещенного обществом, в акции могли принимать участие как абоненты, имеющие задолженность по оплате газа, так и добросовестные плательщики, не имеющие задолженности, вносившие платежи в срок, установленный действующим законодательством и договором. Кроме того, суды отметили, что содержание рекламного объявления о проведении акции не содержит однозначного указания на круг (категорию) лиц, которому она адресована.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку. Переоценка доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А61-2998/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.