г. Краснодар |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А32-29161/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431) - Кузько А.Д. (доверенность от 22.03.2018) и Литке В.В. (доверенность от 02.0/8.2017), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Лазученко С.Г. (доверенность от 20.02.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2017 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-13385/2017, установил следующее.
ООО "ГУК-Краснодар" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 12.05.2017 N 1132 в части выполнения перерасчета размера платы за коммунальные ресурс горячая вода, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 144 по ул. Тургенева в г. Краснодаре (далее - спорный многоквартирный дом) за период январь-февраль 2017 года (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования и законностью предписания инспекции в оспариваемой части, поскольку общество завысило размер платы для потребителей за спорную коммунальную услугу в спорном многоквартирном доме.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решении об удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Управляющая компания указывает, что расчет начислений не может быть произведен в соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания), поскольку многоквартирный дом оборудован прибором учета горячего водоснабжения. В связи с тем, что норматив потребления тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды, в период январь-май 2017 года не был установлен, начисления тепловой энергии для подогрева холодного водоснабжения выполнялись согласно показаниям установленных общедомовых приборов учета тепловой энергии спорного многоквартирного дома.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнением и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании распоряжения от 21.04.2017 N 822Л провела внеплановую документарную проверку общества с целью рассмотрения обращения потребителя от 15.03.2017 N О75-9810, в ходе которой установила, что многоквартирный дом N 144 по ул. Тургенева в г. Краснодаре оборудован общедомовым прибором учета холодного и горячего водоснабжения; управляющая компания произвела начисление платы за январь-февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленный при содержании общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме, в полном объеме, исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и объемом потребления коммунальных услуг согласно индивидуальным приборам учета. Полученная разница распределена между всеми жилыми помещениями.
По факту выявленного нарушения инспекция выдала обществу предписание от 12.05.2017 N 1132, в котором указала на необходимость произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс холодная вода за январь-февраль 2017 года, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 144, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению (пункт 1 предписания); произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс за январь-февраль 2017 года горячая вода, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 144 по двум компонентам: по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества в соответствии с пунктом 1 предписания, по компоненту тепловой энергии для горячей воды, исходя из объемов, определенных по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества, норматива потребления тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды, полученного расчетным путем в соответствии с пунктом 58 Методических указаний и тарифа на тепловую энергию, установленного РЭК-департаментом, с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого (нежилого) помещения в праве общей собственности по каждому компоненту (пункт 2 предписания); выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы холодная вода, горячая вода, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома, путем снятия разницы между размерами платы, начисленными по указанным коммунальным ресурсам за январь-февраль 2017 года и размерами платы, рассчитанными в соответствии с пунктами 1 и 2 предписания.
Полагая, что предписание административного органа является незаконным в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154, частями 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса).
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный в Краснодарском крае по состоянию на 01 ноября 2016 года определен приказом региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае от 06.09.2012 N 4/2012-нп. Компонент на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в Краснодарском крае уполномоченным органом не установлен.
Из пункта 44 Правил N 354, следует, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательства того, что общим собранием собственников многоквартирного дома принято решение о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги на общие домовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, общество не представило, на что обоснованно указали судебные инстанции.
Суды установив, что расчет платы за горячую воду общество производило по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на тариф, умножения объема потребленной тепловой энергии для последующего производства горячей воды на тариф и суммирования полученных сумм, проверив расчет платы, сделали правильный вывод о завышении обществом платы для потребителей данной коммунальной услуги.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов действовал переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Установив, что общество в нарушение пункта 29 Правил N 491 производило начисление платы за январь и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленной при содержании общего имущества в спорном многоквартирном доме, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса определенного по показанию общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, суды сделали правильный вывод о том, что административный орган обоснованно обязал общество произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, исходя из норматива потребления, установленного уполномоченным органом, а также выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы путем снятия разницы между размерами платы, начисленной по показаниям прибора учета и исчисленной в соответствии с установленными нормативами.
Довод общества о том, что инспекция в предписании неправомерно ссылается на пункт 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, был исследован судами и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А32-29161/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посажеников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.