г. Краснодар |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А32-22181/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510 ОГРН 1027700043502) - Негляд А.В. (доверенность от 24.01.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Бессарабовой М.А. (доверенность от 15.01.2017), в отсутствие ***, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2017 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-22181/2017, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительным предписания от 07.03.2017 N 05-99-08-Н-1.
Решением суда от 12.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2017, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Судебные акты мотивированы наличием у общества исключительного права на пользование участком недр, недрами с целевым назначением и видами работ - добыча газа и конденсата по Северско-Западно-Афипскому газоконденсатному месторождению в Северском районе Краснодарского края. Ликвидация скважины N 6 заложена обществом в соответствующий проект в 2011 году. Предписание соответствует критерию исполнимости.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие у управления полномочий на выдачу предписания, статуса владельца скважины N 6. Наличие спорной скважины в плане развития горных пород общества на 2017 год в списке подлежащих ликвидации скважин не свидетельствует о признании за обществом прав на указанный объект. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что состояние скважины свидетельствует о возможности возникновения угрозы нанесения вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде и имуществу; о наличии газопроявления, разрушения законсервированного объекта или запорного оборудования. Ссылка в предписании на необходимость составления акта о продлении консервации не соответствует закону. В предписании отсутствует ссылка на нарушение обществом лицензионных требований.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление на основании распоряжения от 27.01.2017 N 01-04-20/54 провело в отношении общества внеплановую выездную проверку, по результатам которой составила акт от 07.03.2017 N 05-99-08-Н и вынесло предписание от 07.03.2017 N 05-99-08-Н-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Обществу в срок до 27.11.2017 предписано в установленном законом порядке обеспечить проведение ликвидационных работ скважины N 6 Западно-Афипской площади Северско-Западно-Афипского месторождения в соответствии с групповым проектом ликвидации (реликвидации) скважин (или части ствола) и консервации (расконсервации) скважин Северско-Западно-Афипского месторождения либо обеспечить наличие акта продления консервации до проведения ликвидационных работ.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод общества о вынесении оспариваемого предписания за пределами полномочий управления, дав ему надлежащую правовую оценку.
Признавая предписание законным и исполнимым, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пункт 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение) также предусматривает, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрена выдача лицензий для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и образования особо охраняемых объектов.
Анализируя выданные обществу лицензии на пользование недрами от 28.10.2016 КРД 05271 НЭ, 16.11.2006 КРД 03240 НЭ, 16.09.2005 КРД 02629 НЭ, 30.03.1995 КРД 00459 НЭ, судебные инстанции отметили, что исключительным правом на пользование участком недр, пользование недрами с целевым назначением и видами работ - добыча газа и конденсата по Северско-Западно-Афипскому газоконденсатному месторождению в Северском районе Краснодарского края с 1995 года (с учетом правопреемства) обладает общество.
Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункты 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 10 приложения N 1 к лицензии КРД 05271 НЭ "Условия пользования недрами" пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок (статья 26 Закона о недрах).
Суд установил, что скважина N 6 Западно-Афипской площади Северско-Западно-Афипского газоконденсатного месторождения законсервирована 01.09.1983, сроком консервации указано 01.09.1987.
Исходя из пункта 1328 Правил безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (далее - Правила N 101) если длительность консервации скважины по той или иной причине превысила (или может превысить) проектные сроки или превысила 15 лет (срок нахождения скважины в бездействии при этом не учитывается) и по результатам наблюдения за ее состоянием (производственного контроля, экспертизы промышленной безопасности, государственного экологического контроля) может возникнуть угроза нанесения вреда жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу, то по требованию соответствующего органа государственного надзора и контроля или самостоятельно пользователь недр обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск аварий, или ликвидировать скважину в порядке, установленном настоящими Правилами.
Суд установил, что общество в 2011 году разработало групповой проект ликвидации (реликвидации) скважин (или части ствола) и консервации (расконсервации) скважин Северско-Западно-Афипского месторождения, на который получено заключение экспертизы промышленной безопасности N 65-Л (п) N 30-ПД-00924-2012.
В соответствии с указанным групповым проектом скважина N 6 Западно-Афипской площади подлежит ликвидации, на ней расположено 6 скважин: скважины N 2, 4 и 6 находятся в ожидании ликвидации, скважины N 1 и 3 ликвидированы в связи с незначительными притоками флюидов, скважина N 5 недобурена и ликвидирована.
По этим основаниям суд обоснованно счел общество нарушившим положения Закона о недрах, постановления Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении Правил охраны недр", Правил N 101, поскольку подлежащие ликвидации скважины до настоящего момента не законсервированы и не ликвидированы.
Довод об отсутствии у управления полномочий на проведение проверки подлежит отклонению, поскольку статьями 1, 4, 5, 5.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпунктами 5.1.1 - 5.1.3 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства России от 30.07.2004 N 200, управление вправе осуществлять мероприятия, направленные на охрану объектов окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществлять меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применять меры к их пресечению, в том числе при осуществлении государственного надзора за рациональным использованием и охраной недр, в области обращения с отходами, а также при осуществлении земельного надзора.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что наземное оборудование скважины (фонтанная арматура) не оборудованы специальными устройствами: манометрами для контроля буферного и затрубного давлений, расходомерами, различными устройствами регулирования давления и расхода рабочего газа. Часть наземного оборудования скважины (фонтанная арматура) отсыпана отходами (ТБО, ТКО), устьевая площадка (территория скважины) также отсыпана отходами потребления. Подъездные пути, дорожки отсутствуют. Не проведена экспертиза промышленной безопасности наземного оборудования (устьевого оборудования). Из имеющихся в материалах дела фототаблиц усматривается, что площадь свалки составляет 41 151 кв. м, в центре тела валки расположена газоконденсатная скважина, в центре тел свалки скапливается фильтрат.
При таких обстоятельствах выводы суда о законности предписания управления основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А32-22181/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.