г. Краснодар |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А61-2976/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" - Потаповой М.В. (доверенность от 09.01.2018), Хегай О.С. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие Северо-Осетинской таможни, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.09.2017 (судья Бекоева С.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-2976/2017, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Северо-Осетинской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения от 09.06.2017 N 10803000/18-29/008 об отказе в предоставлении преференций по декларации на товары N 10803010/250216/0000547 (далее - спорная ДТ) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления тарифных преференций (восстановления преференциального режима) в отношении товаров, выпущенных по спорной ДТ.
Решением суда от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что представленный обществом сертификат о происхождении товара не может быть признан документом, дающим право на получение тарифных преференций, поскольку оформлен с нарушениями, не позволяющими однозначно определить его легитимность.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что принятие таможней решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара. При принятии решения об отказе в предоставлении тарифных преференций таможня не сомневалась в стране происхождения товара (Азербайджана), а имела претензии к оформлению сертификата по форме СТ-1. Выявленные формальные недостатки документа, не подтвержденные ответами компетентных органов, выдавших сертификат, не могут быть основанием для не предоставления заявителю тарифной преференции. Вместе с сертификатом о происхождении товаров формы СТ-1 от 16.02.2016 заявитель представил иные товаросопроводительные документы, в том числе инвойс от 15.02.2016 N 0912/000016, по которому поставлен товар. В графе 11 сертификата о происхождении товара имеется ссылка на данный инвойс. Таможня пропустила срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который в данном деле составляет один год, применение общего срока недопустимо.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв, после завершения которого судебное заседание продолжено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, проверкой установлено, что в рамках внешнеторгового контракта от 01.10.2014 N GK/6031/14, заключенного с компанией "Ретемс Групп" (Республика Азербайджан), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации томаты свежие, калибр 57+мм, урожай 2016 года, для употребления в пищу стоимостью 28 368 долларов США (далее - товар), который по спорной ДТ оформило на Владикавказском таможенном посту таможни.
Владикавказский таможенный пост таможни 25.02.2016 осуществил выпуск товара с предоставлением тарифных преференций, для получения которых общество представило сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 от 16.02.2016 N AZ RU 16002395-Q, выданный Государственной службой антимонопольной политики и защиты прав потребителей при Министерстве экономики и промышленности Азербайджанской Республики (далее - сертификат СТ-1).
В соответствии с приказом от 26.05.2017 N 340 "О проведении плановой функциональной проверки деятельности Владикавказского таможенного поста Северо-Осетинской таможни" таможня провела выборочную проверку подлинности сертификатов о происхождении товаров, предъявленных для представления тарифных преференций за период с 01.01.2016 по 30.04.2017, и установила, что сведения, указанные в графе N 8 сертификата СТ-1 "описание товара", не позволяют провести однозначную идентификацию товара относительно декларируемого - не указано время сбора урожая; в графе N 13 СТ-1 "декларация заявителя" отсутствует подпись заявителя.
Решением от 09.06.2017 N 10803000/18-29/008 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, таможня отказала обществу в предоставлении тарифных преференций на 238 382 рубля 21 копейку.
Полагая, что решение таможни от 09.06.2017 N 10803000/18-29/008 вынесено в нарушение действующего законодательства, общество обратилось в суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о том, что представленный обществом сертификат о происхождении товара не может быть признан надлежаще оформленным документом, дающим право на получение обществом тарифных преференций. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 6 Приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" ввозные таможенные пошлины не применяются в отношении товаров, происходящих, в том числе и с территорий Азербайджанской Республики.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании статьи 110 Закона N 311-ФЗ таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1).
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2).
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в представлении тарифных преференций (часть 3).
В силу статьи 59 Кодекса в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Частью 1 статьи 61 Кодекса установлено, что сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (часть 3 статьи 61 Кодекса).
Соглашением Правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 20.11.2009 приняты Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 6.1 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью Правил) или декларации о происхождении товара.
При вывозе товаров из государств - участников Соглашения сертификат формы СТ-1 выдается уполномоченным органом. Указанный сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров и срок применения в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи (пункты 6.3, 6.4 Правил).
Как видно из материалов дела, в результате проведенной проверки таможня установила нарушения порядка оформления сертификата о стране происхождения: сведения, указанные в графе N 8 СТ-1 "Описание товара": "Томат свежий (калибр 57+мм), вес брутто - 21 280 кг, нетто - 19 700 кг, инвойс N 0912/000016 от 15.02.2016" не позволяют провести однозначную идентификацию товара относительно декларируемого - не указано время сбора урожая; в графе N 13 СТ-1 "декларация заявителя" отсутствует подпись заявителя.
В соответствии с разделом 7 Правил в графе 8 СТ-1 "Описание товара" указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.
Суды проверили и отклонили довод таможни о том, что указанной в графе СТ-1 информации недостаточно для проведения однозначной идентификации товара относительно декларируемого. В 31 графе спорной декларации указано описание товара: томаты свежие, калибр 57+мм, урожай 2016 года. Из сертификата усматривается, что он выдан на основании контракта от 01.10.2014 N GК/6031/14, в пункте 2.2 которого установлено, что поставка товара осуществляется партиями, сформированными на основании заказов покупателя. Заказ считается принятым к исполнению, если продавец подписал его и направил его по номеру факса или адресу электронной почты покупателя вместе с копией инвойса (проформы инвойса) не позднее одних суток после получения заказа от покупателя (пункт 2.4 контракта).
Из пункта 2.5 контракта следует, что продавец обязуется известить покупателя о факте передачи товара перевозчику, направив по номеру факса или по адресу электронной почты покупателя копии документов: товарно-транспортную накладную, упаковочный лист инвойс (счет-фактуры), сертификата о происхождении товара и т.д.
Из приложенного к спорной ДТ инвойса от 15.02.2016 N 0912/000016, ссылка на который имеется в сертификате о стране происхождения, усматривается, что произведена поставка урожая 2016 года.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, по спорной ДТ задекларирован товар: томаты свежие, калибр 57+мм, урожай 2016 года. Соответствующий довод таможни не может служить основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций, так как представляет собой формальный недостаток документа и не свидетельствуют о правовых и фактических условиях для непредставления обществу тарифной преференции.
В графе 13 "Декларация заявителя" сертификата формы СТ-1 указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.
Сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать о том, что данный товар происходит из соответствующей страны, то есть он должен содержать помимо письменного удостоверения компетентного органа, выдавшего сертификат о том, что представленные экспортером в сертификате сведения соответствуют действительности, письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения.
При этом происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Графа 13 сертификата не содержит письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения (рукописную подпись экспортера). Экспортер (заявитель) - это лицо, обратившееся в уполномоченный орган (организацию) страны вывоза за получением сертификата о происхождении товара, подтверждающее и несущее ответственность за достоверность сведений о товарах, указанных в сертификате о происхождении товара. Таким образом, подписавший заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности, все товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке и все они отвечают требованиям происхождения, установленным в отношении таких товаров.
Как видно из материалов дела, в графе 13 сертификата соответствия "Декларация заявителя", представленного к таможенному оформлению, отсутствует подпись заявителя.
Между тем, как правильно указали судебные инстанции, подпись уполномоченного лица в сертификате является обязательным элементом для целей предоставления таможенных преференций.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2017 N 308-КГ17-9768.
Таким образом, графа 13 представленного обществом сертификата о происхождении товара формы СТ-1 оформлена с нарушением требований, предусмотренных к оформлению сертификатов о происхождении товара формы СТ-1, поскольку не содержит обязательной подписи заявителя (Мухтаров Х.М.), а значит письменной декларации экспортера, и такой сертификат СТ-1 не мог являться основанием для предоставления режима свободной торговли в отношении товара по спорной ДТ.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 Кодекса).
Из положений пунктов 4, 5 статьи 36 Кодекса, пункта 9.1 Правил следует, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.
Данные нормы не предполагают иного, кроме буквального, толкования содержащихся в них норм.
В рассматриваемом случае не требовалось дополнительных либо уточняющих сведений от уполномоченного органа, удостоверившего сертификат, или компетентных органов страны происхождения товара, поскольку для принятия оспариваемого решения у таможни имелись все необходимые документы, необходимость запрашивать дополнительные документы и сведения у таможни отсутствовала. Отсутствие запроса таможенного органа не нарушает порядок проведения проверки сведений о заявленной стране происхождения товаров, равно как права и законные интересы декларанта.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что оспариваемое решение таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара по спорной ДТ соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку принято таможней в ходе проведения проверки документов и сведений, представленных декларантом в процессе декларирования.
При этом ссылка общества на письмо от 11.10.2017 Государственной службы антимонопольной политики и защиты прав потребителей при Министерстве экономики и промышленности Азербайджанской Республики, подтверждающее выдачу сертификата СТ-1 и его достоверность, не влечет автоматическое аннулирование ранее принятого решения таможни и не свидетельствует о его недействительности, поскольку на момент принятия такое решение полностью соответствовало обязательным нормам права. Кроме того, представленное письмо не заверено печатью органа, его выдавшего.
Отклоняя довод общества о пропуске таможней специального срока (один год) проведения таможенного контроля после выпуска товаров, суды правомерно указали, что согласно статье 99 Кодекса (в редакции, действующей с 01.07.2010) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ.
Данная норма корреспондируется с обязанностью уполномоченных органов и организаций, выдавших сертификат о происхождении товара, хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи (абзац 2 пункта 2 статьи 61 Кодекса) и обязанностью таможенного органа страны ввоза хранить оригинал сертификата формы СТ-1 не менее трех лет с даты его представления (пункт 7.2 Правил).
Данный подход не противоречит определению Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2017 N 308-КГ17-9768.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А61-2976/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.