г. Краснодар |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А63-7367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского фермерского хозяйства Ситака Александра Георгиевича (ИНН 260300052892, ОГРН 305264801403651) - Алексеевой Е.С. (доверенность от 16.05.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) и третьих лиц: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Ситака Александра Георгиевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2017 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-7367/2017, установил следующее.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ситак Александр Георгиевич (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство имущественных отношений) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действий, выразившихся в отказе утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
- обязать министерство утвердить схему расположения земельных участков с условными номерами 26:17:031401:12:ЗУ1 площадью 1 990 996 кв. м и 26:17:031401:12:ЗУ2 площадью 463 тыс. кв. м.
Заявление обосновано ссылками на положения статей 11.1, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано незаконностью отказа министерства имущественных отношений в утверждении схемы, нарушающего права главы хозяйства как арендатора земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление), министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство природных ресурсов) и Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Кубанское бассейновое водное управление).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что 13.09.2016 министерством имущественных отношений по результатам проверки сохранности и использования по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края составлен акт проверки N 14, в котором указано следующее. На земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 заключено два договора аренды с дополнительными соглашениями к ним, которые не прошли государственную регистрацию, то есть правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены надлежащим образом. Также в ходе проверки выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 имеет площадь 272,1 га, однако согласно договорам аренды от 24.12.1997 N 158 и от 10.02.1998 N 440 суммарная площадь земельного участка составляет 245,4 га. Имеется несоответствие площади земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, указанной в свидетельстве о праве собственности, суммарной площади земельных участков, предоставленных главе хозяйства по договорам аренды. Нарушений в части использования земельного участка не выявлено, арендатору рекомендовано обеспечить оформление правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12. Главой хозяйства подготовлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой образованию подлежало два земельных участка: 26:17:031401:12:ЗУ1 площадью 1 990 996 кв. м и 26:17:031401:12:ЗУ2 площадью 463 тыс. кв. м. Глава хозяйства 06.03.2017 обратился с заявлением об утверждении указанной схемы в министерство имущественных отношений, которое 06.04.2017 в письме N 3834/04 отказало в ее утверждении. Отказ мотивирован тем, что при формировании земельных участков остаточная площадь исходного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 составит 26,7 га. Это противоречит статье 34 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно которой предельный минимальный размер земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, составляет 30 гектаров. Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность отказа министерства имущественных отношений, нарушающего его (интересы), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 11.2, 11.4, 102 Земельного кодекса, статьями 5, 8, 36 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), а также обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2010 по делу N А63-7021/2010. Суды признали, что в данном случае целью главы хозяйства являлся раздел земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12. Утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является обязательным этапом его раздела, следовательно, рассмотрение правомерности отказа министерства имущественных отношений без проверки соблюдения правил раздела земельного участка невозможно. В результате предлагаемого главой хозяйства раздела земельного участка образованию подлежат два участка: площадью 1 990 996 кв. м и площадью 463 8 000 кв. м. Земельный участок, оставшейся площадью 26,7 га, подлежит сохранению в измененных границах. Из схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории следует, что после раздела водный объект будет расположен на земельном участке площадью 26,7 га. Указанный объект предоставлен в пользование главе хозяйства решением министерства природных ресурсов от 09.03.2017 N 26-06.02.00.004-К-РАИО-С-2017-02071/00 сроком до 09.03.2017. Из писем Кубанского бассейнового водного управления от 08.08.2017 N 07-12/628 и от 22.09.2017 N 07-23/716 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:17:031401:12 находится поверхностный водный объект - водоток балки без названия, часть акватории водотока балки без названия - 3 пруда на водотоке балки без названия. Водоток балки без названия входит в состав бассейна р. Барсучки, входит в состав единой гидрографической сети бассейна р. Кубань и находится в собственности Российской Федерации. В государственном водном реестре под кодом 06020000612108100002610 зарегистрирован водный объект - р. Барсучки, принадлежащий к гидрографической единице, водохозяйственному участку 06.02.00.006 Кубань от г. Невинномысска до г. Армавира без р. Уруп, форма собственности - федеральная. В подтверждение приложена выписка из государственного водного реестра. Земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 поставлен на кадастровый учет 15.06.2004. Поскольку водоток балки без названия, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 26:17:031401:12, входит в состав бассейна р. Барсучки и единой гидрографической сети бассейна р. Кубань, спорный водный объект в соответствии со статьей 36 Водного кодекса находится в собственности Российской Федерации. Раздел земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 с образованием, в том числе участка, покрытого поверхностными водами, противоречит прямому указанию статьи 102 Земельного кодекса. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о согласовании границ земельных участков с собственником водного объекта, расположенного в границах участка с кадастровым номером 26:17:031401:12. Поскольку Российская Федерация не наделяла министерство имущественных отношений полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении части земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, занятого землями водного фонда, министерство имущественных отношений не является лицом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Доводы главы хозяйства о том, что водоемы (пруды) являются искусственными и в государственном водном реестре отсутствуют данные о них, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, апелляционным судом отклонены. Эти доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о правомерности отказа министерства имущественных отношений. Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования заявителя удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы перечислен в части 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса; основание отказа, приведенное в письме министерства имущественных отношений, в ней отсутствует. На арендуемых главой хозяйства земельных участках площадью 46,3 га и 199,1 га водные объекты отсутствуют, что подтверждено схемой размещения четырех наливных прудов на земельном участке с кадастровым номером 26:17:031401:12, изготовленной и предоставленной по требованию суда первой инстанции. Исходный земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 в измененных границах площадью 26,7 га в пользование никому и никогда не предоставлялся, все водные объекты находятся исключительно на нем. Вывод судов об отсутствии у министерства имущественных отношений полномочий на распоряжение земельным участком необоснован. Участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 площадью 272,1 га находится в собственности Ставропольского края, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Суды первой и апелляционной инстанций не учли также положения части 2 статьи 8 Водного кодекса, согласно которой пруды, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, находятся в собственности субъекта Российской Федерации. Данных в государственном водном реестре об этих водных объектах не имеется. Юридический статус водоемов, искусственно созданных для рыбоводства, специфичен, так как, несмотря на обладание необходимыми признаками водного объекта, они в правовом отношении таковыми не являются. Для специального правового регулирования порядка предоставления земельных участков, относящихся к землям сельхозназначения и занятых водными объектами, либо земельных участков для использования их под нужды рыбоводства, был разработан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)". Он внес изменение в часть 2 статьи 77 Земельного кодекса, согласно которого в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры). Часть 1 статьи 78 Земельного кодекса дополнена еще одним видом использования земель сельскохозяйственного назначения "для целей аквакультуры (рыбоводство)". Данные нормы являются специальными по отношению к статье 102 Земельного кодекса и подлежат применению с 01.07.2017. К тому же указанным Федеральным законом статья 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнена пунктом 30, в соответствии с которым право собственности на земельные участки, на которых построены пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), сохраняется, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (в лице департамента земельной политики, имущественных отношений и государственной собственности) как орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) в письме от 22 сентября 2017 N 15-Б-4017/ог отметило, что законодательство Российской Федерации не ограничивает возможность предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на котором расположен водный объект. Подтверждением этой позиции является и то, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование код 1.0" включает в себя содержание нескольких видов разрешенного использования, в том числе и "рыбоводство код 1.13" (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры)). Суды не применил эти нормы, подлежащие применению, а также не указали мотивы, по которым не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылается заявитель.
Министерство имущественных отношений в отзыве указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Отзыв мотивирован тем, что раздел земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:0012 с образованием, в том числе земельного участка, покрытого поверхностными водами, противоречит статье 102 Земельного кодекса.
От иных участвующих в деле лиц отзывы не поступили.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя главы хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2010 по делу N А63-7021/2010 (по иску министерства имущественных отношений к главе хозяйства о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки по договорам аренды от 24.12.1997 N 158 и от 10.02.1998 N 440) установлены следующие обстоятельства. Между ФСП "Павловский" (арендодатель) и главой хозяйства (арендатор) заключен договор от 14.12.1997 N 158 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 199,1 га, сроком на 20 лет. Дополнительным соглашением от 02.09.2010 арендодатель по договору заменен на Андроповскую районную государственную администрацию. Между администрацией Андроповского района (арендодатель) и главой хозяйства (арендатор) заключен договор аренды от 10.02.1998 N 440 земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 46,3 га, сроком на 20 лет. В связи с государственной регистрацией права собственности Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:0012 дополнительными соглашениями к указанным договорам 03.01.2005 арендодатели заменены на министерство имущественных отношений. В решении также указано, что право собственности Ставропольского края зарегистрировано в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:0012 (свидетельство от 15.06.2004 26 АГ N 438763), площадь которого (272,1 га) не соответствует площади ни одного из арендуемых земельных участков, ни сумме их площадей. Вместе с тем, из схемы размещения земельных участков в сопоставлении с планами земельных участков, приложенными к договорам аренды, следует, что участок с кадастровым номером 26:17:031401:0012 охватывает границы земельных участков площадью 199,1 га и 46,3 га, предоставленных по договорам аренды от 24.12.1997 N 158 и от 10.02.1998 N 440. И поскольку действовавшее на момент заключения указанных договоров законодательство не требовало для передачи земельного участка в аренду соблюдения процедуры его формирования с обязательным присвоением кадастрового номера и постановкой на кадастровый учет, суд в рамках дела N А63-7021/2010 пришел к выводу о заключенности договоров аренды.
13 сентября 2016 года министерством имущественных отношений по результатам проверки сохранности и использования по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края составлен акт проверки N 14, в котором указано, что на земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 заключено два договора аренды с дополнительными соглашениями к ним, которые не прошли государственную регистрацию. В ходе проверки также выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12 имеет площадь 272,1 га, однако согласно договорам аренды от 24.12.1997 N 158 и от 10.02.1998 N 440 суммарная площадь земельного участка составляет 245,4 га. Имеется несоответствие площади участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, указанной в свидетельстве о праве собственности, суммарной площади земельных участков, предоставленных по договорам аренды. Нарушений в части использования земельного участка не выявлено, арендатору рекомендовано обеспечить в соответствии с действующим законодательством оформление правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 26:17:031401:12.
Глава хозяйства подготовил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой образованию подлежало два земельных участка: 26:17:031401:12:ЗУ1 площадью 1 990 996 кв. м и 26:17:031401:12:ЗУ2 площадью 463 тыс. кв. м.
06 марта 2017 года глава хозяйства обратился в министерство имущественных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
06 апреля 2017 года министерство имущественных отношений в письме N 3834/04 отказало главе хозяйства в утверждении схемы расположения земельных участков. Отказ мотивирован следующим. Планируется образование участков площадью 1 990 996 кв. м и площадью 463 тыс. кв. м. (в сумме 245,4 га) из земель участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, площадью 2721 тыс. кв. м (272,1 га). При условии формирования обозначенных земельных участков остаточная площадь участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 составит 26,7 га, что противоречит действующему законодательству. В соответствии со статьей 34 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" предельный минимальный размер земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, составляет 30 гектаров.
Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность отказа министерства имущественных отношений, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, предусмотрено частью 1 статьи 198 Кодекса. Основанием для признания таких решений незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса).
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Суды при разрешении спора исходили из того, что целью главы хозяйства являлся раздел земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12. Поэтому признали, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является обязательным этапом его раздела. Следовательно, при решении вопроса о правомерности отказа министерства имущественных отношений подлежат проверке установленные законом правила раздела земельного участка, относящегося к государственной собственности.
Судами установлено, что решением министерства природных ресурсов от 09.03.2017 N 26-06.02.00.004-К-РАИО-С-2017-02071/00 главе хозяйства сроком до 09.03.2017 предоставлен в пользование водный объект - Барсучковский канал с местом забора (изъятия) водных ресурсов для аквакультуры (рыбоводства). Кубанское бассейновое водное управление в письмах от 08.08.2017 N 07-12/628 и от 22.09.2017 N 07-23/716 сообщило следующее. На земельном участке с кадастровым номером 26:17:031401:12 находится поверхностный водный объект, который входит в состав бассейна р. Барсучки в составе единой гидрографической сети бассейна р. Кубань и относится к собственности Российской Федерации. В государственном водном реестре под кодом 06020000612108100002610 зарегистрирован водный объект - р. Барсучки, принадлежащий к гидрографической единице, водохозяйственному участку 06.02.00.006 Кубань от г. Невинномысска до г. Армавира без р. Уруп, форма собственности - федеральная.
С учетом полученной от Кубанского бассейнового водного управления информации, суды пришли к выводу о том, что раздел участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 с образованием, в том числе, участка, покрытого поверхностными водами, невозможен, поскольку противоречит положениям статьи 102 Земельного кодекса. Кроме того, Российская Федерация не наделяла министерство имущественных отношений полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении части земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, занятого землями водного фонда. Следовательно, министерство имущественных отношений не является лицом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Частью 4 статьи 15 Кодекса предусмотрено, что судебные приказы, решения, постановления и определения, принимаемые арбитражным судом, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статья 71 Кодекса обязывает арбитражный суд оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, указано следующее. Решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
Выводы судов о том, что в границах участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 расположен водный объект, входящий в состав единой гидрографической сети бассейна р. Кубань, относящийся к собственности Российской Федерации, а также о том, что министерство имущественных отношений не является лицом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, не основаны на результатах надлежащего исследования и должной оценки всех представленных по делу доказательств.
В опровержение информации Кубанского бассейнового водного управления о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 расположен поверхностный водный объект, входящий в состав единой гидрографической сети бассейна р. Кубань, глава хозяйства представил суду первой инстанции решение министерства природных ресурсов от 09.03.2017 N 26-06.02.00.004-К-РАИО-С-2017-02071/00 (с пояснительной запиской). Из содержания указанного документа следует, что данных в государственном водном реестре о водном объекте не имеется. Изъятие (забор) водных ресурсов для аквакультуры (рыбоводство) осуществляется из Барсучковского канала. Наполнение прудов (средней глубиной 1,5 м) производится сбросными водами ГЭС-3 каскада Кубанских ГЭС (Барсучковский канал) по водопроводящему каналу в земляном русле водовыделом в пруды. Вода поступает самотеком через ж/б трубу диаметром 630 мм. Наполнение прудов осуществляется в течение двух весенних месяцев. Сброс сточных вод производится в отводящий канал ГЭС-3. Приведены географические координаты четырех наливных прудов, образованных подпорным гидротехническим сооружением в виде земляной плотины. Данное решение зарегистрировано в Кубанском бассейновом водном управлении (т. 1, л. д. 83). Главой хозяйства также подготовлена и представлена в суд первой инстанции схема размещения четырех наливных прудов на земельном участке с кадастровым номером 26:17:031401:12 (т. 1, л. д. 164).
Представленные главой хозяйства документы судами первой и апелляционной инстанций не исследовались, оценка им не давалась. Противоречия в сведениях, содержащихся в письмах Кубанского бассейнового водного управления от 08.08.2017 N 07-12/628, от 22.09.2017 N 07-23/716 и в решении министерства природных ресурсов от 09.03.2017 N 26-06.02.00.004-К-РАИО-С-2017-02071/00, судами при разрешении спора не устранены. Между тем, установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку они влияют на обоснованность судебных выводов о невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12, а также об отсутствии у министерства имущественных отношений полномочий по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В том случае, если будет достоверно установлено отсутствие в границах земельного участка с кадастровым номером 26:17:031401:12 поверхностного водного объекта, входящего в состав единой гидрографической сети бассейна р. Кубань, и являющегося федеральной собственностью, суду следует проверить доводы министерства имущественных отношений о невозможности раздела (утверждения схемы раздела) участка. В этой связи необходимо руководствоваться следующим.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1, 3 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса).
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 1, 3 и 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункты 3, 4, 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Обжалуемые главой хозяйства судебные акты не могут быть признаны окружным судом законными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Поскольку в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Суду при новом рассмотрении необходимо установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку доводам (возражениям) сторон.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что главой хозяйства уплачена государственная пошлина за подачу жалобы (чек-ордер от 06.02.2018).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А63-7367/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.