г. Краснодар |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А32-40984/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Агрос"" (ИНН 2343011788, ОГРН 1022304364862) - Михей Н.А. (доверенность от 11.08.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие третьего лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Агрос"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А32-40984/2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.), установил следующее.
ООО "КХ "Агрос"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконными отказы департамента от 09.09.2016 N 52-24963/16-32.20 и 52-24964/16-32.20 о предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0706002:102 и 23:21:0706002:100;
- возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков и подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:21:0706002:102 и 23:21:0706002:100 в соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных в Краснодарском крае".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее - управление).
Решением от 06.06.2017 (судья Боровик А.М.) заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) вправе приобрести испрашиваемые земельные участки в собственность. Суд признал договоры аренды возобновленными на неопределенный срок в соответствии с правилами пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0706002:102 объекта археологического наследия не препятствует его передаче в собственность. Заключение договора возможно с указанием требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством. Прохождение по земельному участку нефтепроводов и линий электропередач не препятствует его предоставлению в собственность, поскольку не порождает у собственников данных подземных линейных объектов исключительное право на землю.
Апелляционным постановлением от 14.12.2017 решение от 06.06.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд признал правомерным вывод суда первой инстанции о наличие у общества права на приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков. В тоже время в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102 расположен объект археологического наследия (курган), следовательно, участок ограничен в обороте и в силу пункта 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не может быть предоставлен заявителю на праве собственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102 объекта археологического наследия (кургана) не препятствует его передаче в собственность. Общество в результате выкупа земельного участка собственником кургана не становится. Согласно пункту 1 статьи 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Закон N 73-ФЗ) допускает приватизацию земельного участка с расположенным на нем объектом археологического наследия, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, при наличии объекта археологического наследия исключительно на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0706002:102.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель департамента возражал против отмены апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление следует отменить в части.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация) и КХ "Агрос" на основании постановления от 05.08.1992 N 419 заключили договор аренды земельного участка площадью 145,6 га сроком на 10 лет.
Постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района от 05.08.2002 N 512 у КХ "Агрос" изъят арендуемый земельный участок в связи с истечением срока действия договора аренды и ненадлежащим исполнением арендатором своих обязательств.
Постановлением главы местного самоуправления Новокубанского района от 06.08.2002 N 513 обществу "АМА" предоставлен в аренду земельный участок площадью 145,6 га сроком на 10 лет. На основании данного постановления заключен договор аренды земельного участка от 28.08.2002 N 94.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2003 по делу N А32-21389/2002-9/468 отменены решение от 24.03.2003 и апелляционное постановление от 30.05.2003, удовлетворены исковые требования КХ "Агрос". В соответствии с данным постановлением на общество переведены права и обязанности арендатора по договору от 28.08.2002 N 94, заключенному администрацией и ООО "АМА".
Постановлением администрации от 09.08.2010 N 141 обществу на новый срок предоставлен в аренду из фонда перераспределения земель Краснодарского края земельный участок площадью 241 518 кв. м с кадастровым номером 23:21:0706002:100, заключен договор от 09.08.2010 N 8821000129 сроком на 15 лет (до 09.08.2025).
Постановлением администрации от 09.08.2010 обществу на новый срок предоставлен в аренду из фонда перераспределения земель Краснодарского края земельный участок площадью 1 234 648 кв. м с кадастровым номером 23:21:0706002:102, заключен договор от 09.08.2010 N 8821000128 сроком на 20 лет (до 09.08.2030).
12 августа 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0706002:102 и 23:21:0706002:100 (ранее имел кадастровый номер 23:21:0706002:0001) на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В письмах от 09.09.2016 N 52-24963/16-32.20 и 52-24964/16-32.20 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков. Отказы мотивированы тем, что договоры от 09.08.2010 N 8821000128 и 8821000129 (земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706002:100) имеют признаки ничтожных сделок, поскольку заключены без проведения торгов. Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102 расположен объект археологического наследия "Курган" (пос. Глубокий, 3, 5 км к северо-востоку от поселка), а также расположен заглубленный магистральный нефтепровод диаметром 720 мм и линия электропередач мощностью 110 кВ.
Общество, полагая, что отказы в предоставлении участков в собственность не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Суды установили, что на момент обращения в уполномоченный орган общество использовало испрашиваемые земельные участки на основании договора аренды N 419, заключенного 05.08.1992 и возобновленного на неопределенный срок. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:21:0706002:102 и 23:21:0706002:100 образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:0001. Данный вывод основан на исследовании и оценки представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102 департамент указал на нахождение на нем объекта археологического наследия "Кургана" (пос. Глубокий, 3, 5 км к северо-востоку от поселка). Данный объект поставлен на государственную охрану в 2008 году (приказ управления от 14.05.2008 N 41).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд установил, что на дату принятия решения об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102 в собственность, департамент располагал официальной информацией о том, что в границах испрашиваемого участка находится объект археологического наследия (письмо управления от 13.09.2016 N 78-5977/16-01-22). Располагая соответствующей информацией, исходящей от органа, уполномоченного в области учета и охраны объектов культурного наследия, департамент правомерно отказал обществу в приобретении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:102, как ограниченного в обороте и не подлежащего приватизации.
Довод подателя жалобы о том, что с 22.01.2015 Закон N 73-ФЗ допускает предоставление в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, отклоняется в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
В данном случае в деле отсутствуют сведения об утвержденных в установленном порядке границах территории объекта археологического наследия, что не позволяет осуществить мероприятия, предусмотренные статьей 48 Закона N 73-ФЗ, и обеспечить раздельный оборот объекта археологического наследия и земельного участка, в границах которого этот объект располагается (статья 50.1 Закона N 73-ФЗ).
В то же время, отменяя решение суда первой инстанции в полном объеме, суд апелляционной инстанции не учел, что объект археологического наследия находится на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0706002:102. Доказательства расположения объекта археологического наследия "Кургана" в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:100 стороны в материалы дела не представили.
При изложенных обстоятельствах апелляционное постановления в части отмены решения суда первой инстанции в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:100 следует отменить, в отмененной части следует оставить в силе решение суда первой инстанции. В остальной части апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А32-40984/2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706002:100 отменить, в указанной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 оставить в силе.
В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А32-40984/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.