г. Краснодар |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А32-27938/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Костюк О.А. (доверенность от 19.01.2018), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Элора" (ИНН 2346015893, ОГРН 1082362000412), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-27938/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО "Элора" (далее - общество) о взыскании 58 863 рублей субсидии.
Решением суда от 01.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2017, в удовлетворении требований отказано, поскольку непредставление обществом в установленный срок предусмотренной договором субсидирования отчетности, при документальном подтверждении целевого использования денежных средств, не влечет обязанность по возврату субсидии.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.11.2017 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что общество нарушило правила получения субсидии (сроки представления отчетности) ввиду чего полученные им субсидии подлежат возврату в доход краевого бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме), регламентированным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Порядок субсидирования) и предоставило документы по договору финансовой аренды (лизинга) от 22.05.0214 N АХ-ЭЛ/крд-50323/ДЛ, заключенному с ООО "Элемент лизинг".
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Общество прошло указанный отбор.
Департамент заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 71/14С о предоставлении обществу бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования).
Субсидия перечислена обществу 29.12.2014 (платежное поручение от 29.12.2014 N 390671 на 58 863 рубля).
Письмом от 10.03.2017 общество предоставило в департамент копии договора финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/ДЛ, спецификации к указанному договору, акты приема-передачи предмета лизинга, договор купли-продажи транспортных средств от 17.10.2016 N АХ-ЭЛ/Соч-47550/ДВ-ДЗ, акта приема-передачи автотранспортного средства от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/КП.
В дополнение к указанному письму 27.03.2017 общество представило в департамент копии соглашения от 07.04.2016 о расторжении договора финансовой аренды, акта возврата от 19.04.2016, договора купли-продажи транспортного средства от 19.04.2016, акта приема-передачи автотранспортных средств от 19.04.2016, паспорта транспортного средства 52 НХ 710559.
Данные документы свидетельствуют о том, что переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/ДЛ состоялся 19.04.2016, зарегистрировано в ГИБДД 26.04.2016. Таким образом, срок предоставления в департамент отчетности - до 26.05.2016.
Письмом от 17.04.2017 N 333-24403/17-03-03 департамент уведомил общество о необходимости возврата субсидии ввиду нарушения подпункта 1.11.2 пункта 1.11 Порядка, подпункта 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пункта 4.2 договора субсидирования - по истечении 30 дней с момента перехода права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды общество не представило в департамент отчетность, подтверждающую переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/ДЛ.
Требование департамента общество не исполнило.
Полагая, что несвоевременное представление обществом указанных документов в уполномоченный орган нарушает условия предоставления субсидии и является основанием для возврата соответствующих средств в бюджет Краснодарского края, департамент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества субсидии в доход бюджета Краснодарского края.
Отказывая департаменту в удовлетворении заявления, судебные инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом условий договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - приказ N 167), сочли отсутствующими основания для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Судебные инстанции учли, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167, подпунктам 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, перечисленных в этом подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции установили, что договор финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/ДЛ, заключенный с ООО "Элемент Лизинг", исполнен в полном объеме, денежные средства по договору купли-продажи от 19.04.2016 выплачены полностью, что подтверждено актами приема-передачи автотранспортного средства от 22.05.2014 N АХ-ЭЛ/Крд-50323/КП, договором купли-продажи транспортного средства от 19.04.2016 с приложением спецификации имущества, соглашением от 07.04.2016, паспортом транспортного средства 52 НХ 710559, свидетельством о регистрации транспортного средства 23 38 N 768624 с отметкой о переходе права собственности на предметы лизинга к обществу).
Таким образом, общество представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), подтверждающие переход права собственности на транспортное средство. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды установили, что общество после внесения сведений о переходе права собственности на транспортные средства, предоставило в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительными письмами от 10.03.2017 и от 27.03.2017, т. е. до обращения департамента в суд.
Судебные инстанции правомерно учли, что нарушение обществом срока предоставления отчетности о переходе права собственности на транспортные средства в полном объеме само по себе не является безусловным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954 и от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
На основании изложенного судебные инстанции правомерно указали, что нарушение обществом срока предоставления отчетности само по себе не является безусловным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии, поэтому обоснованно отказали департаменту в удовлетворении исковых требований о возврате в краевой бюджет 58 863 рублей субсидии.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А32-27938/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.