Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств
Как ни странно, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривается три, а не две статьи о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества: ст.174 УК "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем" (действовавшая до 1 февраля 2002 г.); ст.174 УК "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (действующая с 1 февраля 2002 г.); ст.174/1 УК "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления" (также действующая с 1 февраля 2002 г.).
Дело в том, что хотя формально ст.174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем" и утратила силу с 1 февраля 2002 г., тем не менее преступления, совершенные по признакам предусмотренного ею состава (ч.2 и ч.3 ст.174 УК) до 1 февраля 2002 г. представляют собой согласно ст.15 УК соответственно преступления средней тяжести либо тяжкие преступления. Поэтому составы ч.2 и ч.3 ст.174 УК РФ в силу ч.1 ст.78 УК РФ будут действовать соответственно шесть и десять лет согласно сроку давности привлечения к уголовной ответственности. Диспозиция ст.174 УК в прежней редакции действовала до 1 февраля 2002 г., поскольку отсутствовал Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее Закон).
Рассмотрим состав ст.174 УК РФ в прежней редакции как применимый к преступлениям, совершенным до 1 февраля 2002 г.
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем*(1).
В период введения в действие ст.174 в законодательстве не было легального определения понятия финансовых операций, поэтому практика руководствовалась понятиями, данными в правовой литературе*(2).
Представляется правильным мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда "грязные" деньги проводятся как банковский кредит.
Сферой применения комментируемой статьи являлись легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространялась и распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, деятельности в некоторых областях производства и пр.
При определении сферы применения данного уголовно-правового запрета учитывались социально-экономические закономерности движения денежных ресурсов, возможности их использования и контроля за их происхождением*(3).
Преступление имело формальный состав и считалось оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки*(4).
Объективная сторона комментируемого преступления включала в себя действия в виде финансовых операций или других сделок либо использование денежных средств, а равно иного имущества, полученных незаконным путем, т.е. предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
Предметом анализируемого преступления считались денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенное незаконным (не обязательно преступным) путем в России и за ее пределами.
Однако прежде всего предметом легализации являлось имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как: хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация и содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, по сложившейся практике образовывало основное деяние, предусмотренное данной статьей.
Характерно, что законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, с тем чтобы подорвать финансовую основу этой преступности. Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы о выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., и другие документы мирового сообщества.
"Под отмыванием денег в УК РФ следует понимать все операции, осуществляемые с целью утаить или сокрыть наличие, происхождение или целевое назначение финансовых средств (первая стадия), чтобы затем приступить к извлечению из них регулярных доходов (вторая стадия). Таким образом, отмывание представляет собой, прежде всего, легализацию преступного происхождения денег"*(5).
Немецкая уголовно-правовая доктрина рассматривает отмывание денег как вторичное (производное) преступление. Оно всегда следует за каким-либо первичным преступлением (торговля людьми либо их похищение с целью вымогательства, разбойное нападение, кража, обман с целью получения страховки, подделка денег или еврочеков, торговля оружием, распространение наркотиков). Целью первичного преступления является получение крупных денежных сумм, целью вторичного - их легализация.
В уголовном же законодательстве Российской Федерации под легализацией незаконных доходов понимались умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распространению доходами, полученными заведомо незаконным путем.
Следует отметить, что единства подходов к уголовно-правовой характеристике этого преступления ни среди научных работников, ни среди практиков к тому времени не сложилось, ибо не было единого закона, определяющего соответствующие правовые понятия.
Объектом преступления являлись правоотношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли-продажи, мены, сдача имущества в наем, аренду и многие другие.
Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляло собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.
Такое понимание незаконности соответствовало тексту закона, однако нуждалось в ограничительном толковании. Незаконность заключается в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи само было бы незаконным в силу п.2 ст.14 УК РФ ввиду отсутствия общественной опасности деяния.
Заведомость незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным.
Под экономической деятельностью в контексте данной статьи понималась деятельность, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующая затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т.д. (см. ст.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.).
Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими.
Использование денежных средств или иного имущества означало совершение любых видов сделок или иных активных действий в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, например, заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату производимых работ и услуг.
Под укрытием понималось тайное хранение денег, золота, ценных бумаг в личных сейфах, тайниках, помещение ценностей в банк по фиктивным документам.
Основная цель ст.174 УК РФ - охрана экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также предупреждение преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или отдельными преступниками.
Текст ст.174 УК не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным незаконным путем, и желание совершить такие действия.
Хотя в ст.174 УК нет слова "цель", очевидно, что из названия статьи вытекала цель легализации незаконно полученных средств, которая должна присутствовать при совершении с ними финансовых операций и других сделок. Это важный признак, с помощью которого можно разграничивать данное преступление и приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.175 УК).
Законом были предусмотрены квалифицирующие (ч.2 ст.174 УК) и особо квалифицирующие (ч.3 ст.174 УК) признаки легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Квалифицируют данное деяние его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения.
Наибольшую опасность всегда представляли и представляют собой группы лиц, совершающие рассматриваемые деяния по предварительному сговору.
Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы отмывания денег различны. Полученные незаконным способом наличные деньги превращаются в другие ценности, например вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, полученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания "грязных" денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в реально действующие структуры.
Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки. "Непосредственная связь банков с преступным миром позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам"*(6).
Теория и практика уголовного права исходит из положения о том, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Ныне это закреплено в уголовном законодательстве (ч.2 ст.35 УК). При наличии предварительного сговора все участники операций по отмыванию денежных средств несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.
Понятие квалифицирующего признака неоднократности дано в ст.16 УК РФ.
Субъектом преступления являются все лица, участвующие в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем: и те, кто непосредственно приобретал незаконным путем данное имущество, а затем принимал меры по его легализации, и иные лица - граждане России, иностранцы, лица без гражданства.
Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.
Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, приводящей к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки.
Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.
Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за деяние, состоящее в таком приобретении.
Легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных другими
лицами преступным путем
Рассмотрим ст.174 УК РФ, вступившую в силу с 1 февраля 2002 г.
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем*(7).
Настоящая статья, особенно ч.1, значительно отличается от ч.1 ст.174 УК, которая действовала до 1 февраля 2002 г. Отличие содержания ст.174 УК, вступившей в силу с 1 февраля 2002 г. (далее - "ст.174 УК в новой редакции"), от ст.174 УК в старой редакции, обусловлено прежде всего принятием и вступлением в силу Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (РГ. 2001. 9 авг.).
В диспозиции ст.174 УК в старой редакции не имелось таких важных определений и терминов, как:
а) легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества;
б) доходы, полученные преступным путем;
в) финансовые операции и иные сделки с движимым имуществом;
г) критерий крупного размера финансовых операций.
Отсутствие законодательного закрепления вышеуказанных определений и терминов создавало неопределенность в их трактовке. На практике уголовно-правовая квалификация данного вида преступления по ст.174 УК в старой редакции зависела от мнения ученых-правоведов, изложенных в различных комментариях к УК РФ, отдельных судебных прецедентов, что не только снижало качество расследования, но давало возможность отдельным лицам уходить от уголовной ответственности. Все это зачастую вело к нарушению законности в расследовании данного вида преступлений.
Стержнем, а точнее, правовой базой ст.174 УК в новой редакции и ст.174/1, безусловно, является Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Немаловажную роль при анализе ст.174 УК в новой редакции сыграют дополнения и изменения, внесенные законодателем в федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Преступление имеет формальный состав и признается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки.
Несколько слов о важности проблем, связанных с отмыванием денег. Ежегодно из России направляются за рубеж и легализуются астрономические суммы - около 20 млрд долларов США!
Преступление имеет двойственный характер. Цель первичного преступления - получение крупных денежных сумм. Цель преступления вторичного - их легализация. Этой же концепции, на наш взгляд, придерживается и наш законодатель, судя по примененной им правовой конструкции ст.174 УК (в новой редакции) и ст.174/1 УК РФ.
Даже само название ст.174 УК в новой редакции требует нового осмысления и более глубокого анализа. Рассмотрим содержание названия данной уголовно-правовой нормы, состоящее из следующих элементов.
1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.
2. Приобретение денежных средств и иного имущества другими лицами.
3. Преступный путь совершения указанного деяния.
Объективная сторона рассматриваемого преступления в ч.1 ст.174 УК РФ определена следующим образом: совершение в крупном размере сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст.193 УК ("Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"), ст.194 УК ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), ст.198 УК ("Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды"), ст.199 УК ("Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций"), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Рассмотрим основные элементы объективной стороны ч.1 ст.174 УК более подробно.
О сделке. Понятие сделки дано в ст.153 ГК РФ: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей". Сделки могут признаваться мнимыми и притворными (ст.170 ГК РФ), недействительными, ничтожными (ст.166-168 ГК РФ), причем гражданско-правовые деликты могут "перерасти" в уголовные преступления, например в мошенничество (ст.159 УК), контрабанду (ст.188 УК) и другие преступления.
Предметом анализируемого преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое имущество, приобретенное преступным путем как в России, так и за ее пределами. Под действие Закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем и норм ст.174 УК и ст.174/1 УК не подпадают сделки с недвижимостью и предметами антиквариата. Видимо, это объясняется тем, что в России пока мало опытных специалистов и, очевидно, на первоначальном этапе необходимо опытным путем определить, насколько велик ущерб от незаконного обращения в этой сфере, накопить опыт следственной работы.
Прежде всего, предметом легализации является имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация и содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.
О крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами (иным имуществом) речь идет в Примечании к ст.174 УК. Это сумма, превышающая 2000 МРОТ.
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо преступно, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей. Цель дальнейшего использования указанных средств в статье не оговаривается, но предполагается. Представляется, что это может быть любая деятельность, кроме предпринимательской.
Такой вывод вытекает из сопоставления ч.1 ст.174 УК (в новой редакции) и ч.1 ст.174/1 УК РФ. В диспозиции ч.1 ст.174 УК нет слов "предпринимательская" и (или) "экономическая" деятельность, но в ч.1 ст.174/1 присутствует словосочетание ":для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности". Поскольку в Уголовном кодексе не может быть двух одинаковых уголовно-правовых норм, регулирующих абсолютно однородные правоотношения, то из этого следует вывод, что ст.174 УК РФ в новой редакции не применима для уголовно-правовой квалификации преступных отношений в предпринимательской и иной экономической деятельности. Для этого специально создана ст.174/1 УК РФ.
В пользу этого вывода свидетельствует и то, что в ст.174 в новой редакции речь идет о легализации (отмывании) денежных средств (иного имущества), приобретенных "другими лицами" преступным путем. К сожалению, ни ст.174 и 174/1 УК, ни сам Закон не определяют, кто такие эти "другие лица".
Полагаем, что виновное лицо должно сознавать (быть осведомлено), что данные денежные средства, имущество приобретены другими лицами именно преступным путем, т.е. в результате совершения уголовно наказуемых действий, предусмотренных УК РФ.
Отсюда ясно, что с 1 февраля 2002 г. легализация четко определена законодателем как вторичное преступление, т.е. опирающееся на уже доказанный в уголовно-процессуальном порядке факт поступления имущества в результате совершения преступления.
Исходя из содержания конструкции данного состава преступления уголовную ответственность по ст.174 УК РФ не могут нести лица - исполнители преступления, посредством которого приобретены денежные средства или иное имущество. Если после преступного приобретения денег или имущества такие лица совершают в крупном размере финансовые операции и другие сделки с этими денежными средствами и имуществом либо используют их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, то они несут самостоятельную ответственность по ст.174/1 УК РФ.
Используемый в УК РФ вариант разграничения связанных между собой преступлений фигурирует в законодательстве ряда зарубежных государств.
Например, ст.235 УК Белоруссии 1999 г., устанавливающая ответственность за легализацию (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, говоря только о ценностях, полученных преступным путем, в примечании прямо устанавливает, что уголовной ответственности по ней не подлежит исполнитель преступления, посредством которого приобретены материальные ценности.
Статья 299 УК Польши 1997 г. также подчеркивает, что ответственность наступает для лица, которое принимает, передает или вывозит за границу, помогает в передаче в собственность или во владение платежные средства, ценные бумаги или валютные ценности, имущественные права либо движимое или недвижимое имущество, полученное из корысти в результате совершения преступления другим лицом.
Российский законодатель, исходя из такого подхода, разграничил и ответственность участников легализации (отмывании) материальных ценностей, приобретенных преступным путем: для лиц, которые сами приобрели денежные средства или иное имущество преступным путем и легализуют их (ч.1 ст.174/1), наказание установлено до 5 лет лишения свободы, а для тех, кто легализует материальные ценности других лиц - до 4 лет лишения свободы.
Таким образом, уголовную ответственность по ст.174 УК РФ (в новой редакции) несут лица, совершившие какое-либо первоначальное преступление (либо преступным путем помогло или отправило (перечислило) деньги любой структуре, но только не для осуществления предпринимательской или экономической деятельности), либо лица, приобретшие денежные средства (имущество) для последующего отмывания.
Субъектом данного преступления может быть должностное лицо и (или) государственный (муниципальный) служащий, правомочный осуществлять подписание сделок по владению, пользованию и распоряжению собственностью.
О финансовых операциях. В ст.6 Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, сформулировано понятие операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.
К таковым относятся:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;
3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;
4) операции по банковским счетам (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;
5) иные сделки с движимым имуществом:
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
Перечисленные операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей.
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Следовало бы показать правоприменителю и другие важные легальные определения, представленные законодателем в ст.3 указанного Закона. В ст.174 УК (в новой редакции) используются понятия, определения которых сформулированы в ст.3 Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем:
доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Последний элемент комментируемой объективной стороны данного преступления, это - придание сделкам правомерного вида по владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или имуществом. Например, вложение денег или иного имущества в предпринимательские структуры или некоммерческие организации под видом благотворительных взносов, фиктивные сделки: сдача госимущества или муниципальной собственности в наем, аренду, его мена или купля-продажа способами, являющимися по своей сути преступными.
Правоприменитель обязан знать и следующие основные положения ст.4, 5 и 7 Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:
обязательные процедуры внутреннего контроля;
обязательный контроль;
запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
К ним относятся:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые и лизинговые компании;
организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
ломбарды.
Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;
2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операции с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его жительства или места пребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.
2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.
5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.
6. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.
7. Порядок представление информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
8. Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не являются нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, специально устанавливает, что уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с этим Законом от кредитных организаций.
Заслон легализации незаконно нажитых средств призван поставить специальный контролирующий орган, созданный Указом Президента и получивший обиходное название - финансовая разведка. В своей деятельности он руководствуется Законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Все подозрительные сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей подпадают под пристальное рассмотрение контролеров, которые должны работать в контакте с правоохранительными органами и передавать им материалы проверок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
О перечне операций, которые можно квалифицировать как подозрительные, сказано выше.
Деятельность органов финансовой разведки во многих странах приносит ощутимый положительный результат. В США, к примеру, контролеры ежегодно рассматривают 12 млн финансовых операций. Из них, как правило, 120 тыс. операций попадает в разряд подозрительных, до суда доходит примерно 1 тыс. дел.
Законом предусмотрены квалифицирующие (ч.2 ст.174 УК) и особо квалифицирующие (ч.3 ст.174 УК) признаки легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем. Квалифицируют данное деяние его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения.
Особо квалифицирующий признак - совершение преступления организованной группой.
Такие элементы состава рассматриваемого преступления, как субъект и субъективная сторона, полностью аналогичны соответствующим элементам состава, предусмотренного ст.174 УК в старой редакции и уже рассмотрены в комментарии к ней.
Легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных лицом
в результате совершения им преступления
(ст.174/1 УК РФ)
Перейдем к рассмотрению состава преступления, предусмотренного ст.174/1 УК РФ. Законодатель сконструировал эту уголовно-правовую норму следующим образом.
Статья 174/1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имуществ, приобретенных лицом в результате совершения им преступления*(8).
Элементами объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст.174/1 УК, являются:
а) совершение в крупном размере финансовых операций;
б) других сделок с денежными средствами или
в) иным имуществом, приобретенным в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего Кодекса); либо
г) использование указанных средств или иного имущества;
д) для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
О финансовых операциях и о сделках подробно сказано в ст.174 УК в новой редакции. Крупный размер финансовых операций и сделок определяется в соответствии с Примечанием к ст.174/1 УК РФ и равен 2000 МРОТ, текст данного Примечания дословно совпадает с Примечанием к ст.174 УК в новой редакции.
Сферой применения данной статьи являются легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно после получения правонарушителем имущественных результатов заведомо преступных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, некоторых областей производства и проч.
Понятие предпринимательской деятельности дано в ст.2 ГК РФ (об этом, а также о понятии "экономическая деятельность" см. комментарий к ст.174 УК РФ в старой редакции).
Текст ст.174/1 УК не вызывает сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным противоправным, преступным путем, и желание совершить такие действия.
Преступление имеет формальный состав и признается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки.
Объектом преступления являются правоотношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли-продажи, мены, сдача имущества в наем, аренду и многие другие.
Диспозиция ч.2 ст.174/1 УК дословно совпадает с диспозицией ч.2 ст.174 УК в новой редакции. Все понятия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков (ч.3 ст.174/1 УК - совершение преступления организованной группой), текстуально совпадают.
Субъективная сторона преступления - прямой умысел и цель легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и совершающее преступные финансовые операции и сделки для осуществления предпринимательской или экономической деятельности.
По сравнению с санкциями ст.174 УК (в новой редакции) санкции ст.174/1 УК являются более жесткими. Часть 3 ст.174/1 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет, соответственно, предусмотренное этой частью ст.174/1 преступление относится к категории особо тяжких.
Б.Д.Завидов,
старший научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры
РФ, кандидат юридических наук
Н.М.Андреев,
следователь Главного следственного управления при ГУВД
г. Москвы
"Адвокат", N 3, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья в приведенной редакции утратила силу с 1 февраля 2002 г.
в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ.
*(2) См.: Юридическая энциклопедия. Юстицинформ. Изд. г-на Тихомирова М.Ю. - 1997. - С.221.
*(3) См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Лебедева В.М. и Скуратова Ю.И. - М.: Норма-ИНФРА-М, 1999. С.397.
*(4) См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (с постатейными материалами) / Под общ. ред. Никулина С.И. - М.: Юрайт, 2000. С.524.
*(5) См.: Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных стран / Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998. - С.62.
*(6) См.: Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы / Рук. автор. кол. Тосунян Г.А.- М.1994. С.55-56.
*(7) Статья в приведенной редакции вступила в силу с 1 февраля 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ.
*(8) Настоящая статья введена Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ; вступила в силу с 1 февраля 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств
Автор
Б.Д. Завидов - старший научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук
Н.М. Андреев - следователь Главного следственного управления при ГУВД г. Москвы
"Адвокат", 2003, N 3