г. Краснодар |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А20-2400/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Западно-Каспийского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 0562073871, ОГРН 1090562000143) - Умарова И.М. (доверенность от 10.11.2015), от ответчика - публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) - Самойленко А.А. (доверенность от 27.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А20-2400/2016, установил следующее.
Западно-Каспийское Территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - компания) об обязании компании возместить вред, причиненный водным биоресурсам реки Черек при эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС в период с 2011 по 2016 годы принятием мер по сохранению водных биоресурсов реки Черек путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов посредством искусственного воспроизводства 5 121 тыс. экз. молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 8, л. д. 80 - 82).
Решением от 24.07.2017 в иске отказано. Суд первой инстанции исходил из неисполнимости принятого по делу судебного акта, поскольку в сферу деятельности компании не входит воспроизводство и выращивание биоресурсов.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2017 (с учетом дополнительного постановления от 11.01.2018) решение от 24.07.2017 отменено. Апелляционный суд обязал компанию возместить в натуре вред, причиненный водным биоресурсам реки Черек от эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС в период с 2011 по 2016 годы принятием мер по сохранению водных биоресурсов реки Черек путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов посредством искусственного воспроизводства 4 267 500 экземпляров молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско - Каспийского рыбохозяйственного бассейна. В остальной части в иске отказано. Дополнительным постановлением от 11.01.2018 с компании в доход федерального бюджета взыскано 7497 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому, что, несмотря на требования действовавших ранее и ныне методических документов о необходимости разработки нескольких вариантов осуществления компенсационных мероприятий, компании был рекомендован только один, по мнению ответчика, самый неэффективный - в виде воспроизводства 853,5 тыс. экз. молоди терского лосося. Суд не принял во внимание, что истец не заявлял требований к ответчику о понуждении к заключению договора об искусственном воспроизводстве биоресурсов, который мог бы стать основанием для инициирования закупочных процедур в целях компенсации причиняемого ущерба, а его неисполнение - основанием для инициирования судебного разбирательства. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца как в натуре, так и посредством взыскания денежных средств в счет компенсации ущерба водным биоресурсам. Суд апелляционной инстанции не применил нормы о возмещении убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), об ответственности за причинение вреда и способах возмещения вреда (статьи 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормы об обязанности доказывания убытков и факта причинения вреда. Суд вынес решение, которое имеет признаки неисполнимости, поскольку в сферу деятельности ответчика не входит искусственное воспроизводство биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного назначения. Суд не назначил экологическую экспертизу для определения фактического размера ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам.
В отзыве на кассационную жалобу управление отклонило ее доводы, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление в лице Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Кабардино-Балкарской Республике в письме от 19.04.2010 N 119 согласовало компании строительство и эксплуатацию Нижне - Черекских ГЭС. Компания с сопроводительным письмом от 15.04.2010 N 01-21/405 предоставила на согласование расчет ущерба водным биологическим ресурсам бассейна реки Черек в виде отчета по теме: "Корректировка компенсационных затрат на восстановление водных биологических ресурсов в бассейне реки Черек при строительстве и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС" (далее - отчет).
В письме от 19.04.2010 N 119 управление определило величину ущерба и установило для компании следующие обязательные к исполнению мероприятия:
- создание условий миграции ручьевой форели в верховья реки Черек к местам нереста;
- оборудование водозаборных сооружений ГЭС рыбозащитным устройством;
- обеспечение санитарных рыбохозяйственных попусков вод в реке Черек;
- заключение договора на оплату суммы компенсации ущерба (т. 1, л. д. 23).
Для получении согласования в соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569, компания представила документы об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов и сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - проектная документация).
Указанная документация по расчету ущерба разработана и составлена ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" в виде отчета; предусматривает расчет ущерба (непредотвращаемых потерь) водным биологическим ресурсам непосредственно от строительства и эксплуатации Нижне-Черекских ГЭС, а также расчет размера компенсационных затрат посредством воспроизводства эквивалентного по стоимости количества других видов биоресурсов.
В соответствии с расчетом рыбным запасам наносится ущерб в результате гибели кормовых организмов, личинок и молоди рыб в турбинах Нижне-Черекских ГЭС и в связи с другими факторами. Ежегодный размер ущерба составляет 24,3 тонны рыбы.
Согласно проектной документации и отчету, поданными компанией для получения согласования, для компенсации ущерба водным биоресурсам реки Черек от строительства и эксплуатации каскада Нижне-Черекских ГЭС необходимо ежегодно осуществлять мероприятия по воспроизводству водных биоресурсов. В качестве компенсационных мероприятий для возмещения ущерба, наносимого рыбным запасам каскадом Нижне-Черекских ГЭС, необходимо воспроизвести 9,9 тонны каспийского лосося, для чего в водные объекты района должно выпускаться 853 500 экз. молоди каспийского лосося ежегодно в течение всего периода эксплуатации ГЭС.
Управление в письмах от 02.09.2014 N 804 и от 15.01.2016 N 51 предлагало компании в добровольном порядке компенсировать ущерб путем воспроизводства водных биоресурсов.
Ссылаясь на то, что ущерб, причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, по настоящее время не возмещен, управление обратилось в суд с иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку принятие решения о возмещении вреда в натуре не будет обладать признаком исполнимости. Согласно учредительным документам ответчика в сферу его деятельности как хозяйствующего субъекта не входит искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, осуществление мероприятий по восстановлению биологических ресурсов и среды их обитания.
При повторном рассмотрении спора по жалобе управления суд апелляционной инстанции признал указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 Положения N 380 проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 Положения N 380 (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения N 380). Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также частью 1 статьи 40, частью 1 статьи 34, стать 37, частью 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судебная коллегия исходила из того, что компания, не имеющая в силу своей уставной деятельности возможности осуществить самостоятельно искусственное воспроизводство биоресурсов, в силу прямого нормативного указания вправе привлечь к этому на договорной основе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять указанную деятельность.
Кроме того, суд установил, что компания ранее привлекала третьих лиц к осуществлению искусственного воспроизводства водных биоресурсов для целей возмещения ущерба (договор от 23.12.2013 с ОАО "Акваресурс" и от 18.08.2014 с ФГБУ "Запкасрыбвод").
Размер причиненного экологического ущерба подготовлен управлением исходя из Временной методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989 и Госкомприроды СССР 20.10.1989, которая является действующей. Доказательств, опровергающих правильность расчета, компания не представила.
С учетом частичного исполнения компанией обязательств по возмещению ущерба в виде выпуска на территории рыбохозяйственного бассейна в спорный период 853 500 экз. молоди рыбы, суд правомерно обязал компанию возместить причиненный ущерб путем искусственного воспроизводства 4 267 500 экз. молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско - Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции и не является основанием к отмене судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены либо изменения апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (с учетом дополнительного постановления от 11.01.2018) по делу N А20-2400/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также частью 1 статьи 40, частью 1 статьи 34, стать 37, частью 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судебная коллегия исходила из того, что компания, не имеющая в силу своей уставной деятельности возможности осуществить самостоятельно искусственное воспроизводство биоресурсов, в силу прямого нормативного указания вправе привлечь к этому на договорной основе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять указанную деятельность."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2018 г. N Ф08-1910/18 по делу N А20-2400/2016
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1910/18
11.01.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3851/17
11.01.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3851/17
11.12.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3851/17
24.07.2017 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2400/16